Navigation bar
  Print document Start Previous page
 170 of 569 
Next page End  

Глава 6. Конформизм
Вам наверняка знакома такая ситуация: как только оратор, высказывавший спорные идеи, или
музыкальный ансамбль заканчивают выступление, фанаты, сидевшие в первых рядах, встают и
начинают хлопать в ладоши. Поклонники, сидящие чуть дальше, следуя их примеру, тоже поднимаются
со своих мест, аплодируя. И вот волна стоящих людей докатывается до тех, кто в другой ситуации, не
вставая со своих удобных кресел, вполне мог бы ограничиться вежливыми хлопками. Вы сидите среди
этих людей, и какая-то часть вас не хочет вставать («Я совершенно не согласен с тем, что говорил этот
оратор»). Но останетесь ли вы сидеть, если и сидящие вокруг вас тоже встанут? Быть «белой вороной»
нелегко.
Когда видишь подобные проявления конформизма, невольно возникает ряд вопросов. Во-
первых, почему при большом разнообразии индивидуальностей в многочисленных группах их
поведение столь единообразно? Почему все встают, даже те, кто вовсе не в восторге от выступавших?
Можно ли сказать, что временами социальное давление настолько велико, что индивидуальные
различия стираются? Куда подевались неисправимые индивидуалисты? Всегда ли в повседневности
легче рассуждать о храбрости, чем проявлять ее?
Во-вторых, так ли на самом деле плох конформизм, как следует из того образа покорного
«стада», который я создал, описывая зрителей? Может быть, вместо этого мне следовало воспеть их
«групповую солидарность» и «социальную восприимчивость?»
<Люди доверчивы, как овцы, и конформны, как волки. Карл Ван Дорен, Почему я скептик>
Давайте попробуем сначала ответить именно на второй вопрос. Хорош или плох конформизм?
Во-первых, хоть наука и не дает ответа на этот вопрос, исходя из нравственных ценностей, которые
большинство из нас разделяют, можно сказать следующее: иногда конформизм плох (когда он
становится причиной того, что кто-то садится пьяным за руль или вступает в ряды расистов), иногда —
хорош (когда он мешает людям вести себя в общественных местах несоответствующим образом), а
порой — ни плох ни хорош (например, когда мы, собираясь на теннисный корт, надеваем белые
костюмы).
Во-вторых, само слово «конформизм» несет отпечаток некоего негативного суждения. Что вы
почувствуете, если случайно услышите, как кто-то называет вас «стопроцентным конформистом»?
Смею предположить, что оскорбитесь, потому что вы, возможно, принадлежите к западной культуре,
которая не одобряет подчинения давлению со стороны людей, равных вам по положению. Поэтому
североамериканские и европейские социальные психологи, воспитанные в традициях своих
индивидуалистических культур, чаще используют для обозначения этого подчинения негативные
ярлыки (конформизм, уступчивость, подчинение), нежели позитивные (социальная восприимчивость,
чуткость, способность к сотрудничеству и к работе в команде).
В Японии умение «идти в ногу» с окружающими является признаком терпимости, самоконтроля
и духовной зрелости, а не слабости (Markus & Kitayama, 1994). «Повсюду в Японии ощущается
недоступная пониманию непосвященного безмятежность, присущая людям, прекрасно знающим, чего
они могут ожидать друг от друга» (Morrow, 1983).
<Каким бы именем ни называли то, что разрушает личность, это — деспотизм. Джон Стюарт
Милль, О свободе, 1859>
Следовательно, мы выбираем ярлыки, соответствующие нашим нравственным ценностям и
суждениям. Мысленно возвращаясь в прошлое, я склонен назвать сенаторов, которые пошли «против
течения» и проголосовали против введения войск во Вьетнам, «независимыми» и «патриотами», а тех,
кто сделал то же самое в отношении Закона о гражданских правах, — «реакционерами» и
«эгоцентриками». Ярлыки и
описывают, и оценивают; от них никуда не деться. Тему, заявленную в
названии этой главы, невозможно обсуждать без ярлыков. Поэтому давайте уточним смысл таких
понятий, как «конформизм», «уступчивость» и «одобрение».
<Социальное давление, которое общество оказывает на нас, есть оплот наших нравственных
ценностей. Амитай Этциони, Дух общинности, 1993>
Когда вместе с другими болельщиками вы вскакиваете со своего места, чтобы выразить восторг
по поводу победного гола, можно ли назвать это конформизмом? Кроме вас кофе и молоко пьют
миллионы людей. Значит ли это, что вы конформист? Если вы, как и все остальные, считаете, что
женщина с ухоженной прической выглядит привлекательнее женщины с обритой головой, можно ли
назвать это проявлением конформизма? Может быть, да, а может быть — нет. Чтобы ответить на этот
вопрос, нужно знать, останутся ли ваше поведение и ваши убеждения неизменными и в отсутствие
Hosted by uCoz