Navigation bar
  Print document Start Previous page
 178 of 569 
Next page End  

210 вольт: Ой! Экспериментатор! Выпустите меня! С меня хватит! Я больше не хочу участвовать
в вашем эксперименте!
225 вольт: Ой!
240 вольт: Ой!
255 вольт: Ой! Выпустите меня отсюда!
270 вольт: (Крики агонизирующего человека.)
Выпустите меня! Выпустите меня отсюда!
Выпустите! Выпустите меня отсюда. Вы что, не слышите?! Выпустите меня!
285 вольт: (Крики агонизирующего человека.)
300 вольт: (Крики агонизирующего человека.) Я категорически отказываюсь отвечать! Выпустите
меня отсюда! Выпустите! Выпустите меня отсюда!
315 вольт (Громкие крики агонизирующего человека.) Я же сказал, что больше не буду отвечать
ни на какие вопросы! Я отказываюсь от участия в этом эксперименте!
330 вольт: (Громкие и несмолкающие крики агонизирующего человека.)
Выпустите меня отсюда!
Выпустите! У меня сердечный приступ! Выпустите меня! Прошу вас! (Истерически.) Да выпустите же
меня! Выпустите меня! Вы не имеете права удерживать меня здесь! Выпустите! Выпустите! Выпустите
меня! Выпустите меня!
(Источник: Stanley Milgram. Obedience to Authority. New York: Harper & Row, 1974, p. 56-57.)
---
Если «учитель» подчиняется приказам экспериментатора, он при 75, 90 и 105 вольтах слышит
стоны «ученика». При 120 вольтах «ученик» кричит, что ему больно. При 150 вольтах умоляет избавить
его от мучений: «Экспериментатор, выпустите меня отсюда! Я не хочу больше участвовать в вашей
работе! С меня хватит!» При 270 вольтах его протест выливается в вопли агонизирующего человека, и
он продолжает требовать, чтобы его выпустили. В интервале от 300 до 315 вольт он кричит, что
отказывается отвечать, а после 330 наступает тишина. В ответ на просьбу «учителя» прекратить
эксперимент исследователь говорит, что отсутствие ответа будет приравнено к неверному ответу, и,
чтобы заставить его продолжать, использует четыре фразы.
Фраза 1: «Пожалуйста, продолжайте» (или «Прошу вас продолжить»).
Фраза 2: «Условия эксперимента требуют, чтобы вы продолжили».
Фраза 3: «Эксперимент должен быть продолжен — это очень важно».
Фраза 4: «У вас нет выбора, вы должны продолжать».
Как далеко зашли бы вы сами? Милгрэм описывал этот эксперимент 110 психиатрам, студентам
колледжей и взрослым представителям среднего класса. Все сказали, что, наверное, отказались бы
выполнять распоряжения экспериментатора примерно при 135 вольтах и ни за что не «продвинулись»
бы дальше 300 вольт. Понимая, что эти ответы могут отражать присущую самооценкам
необъективность, Милгрэм спрашивал этих людей, как далеко, по их мнению, способны зайти другие.
Практически никто не сказал, что кто-нибудь может дойти до удара, обозначенного на приборной
панели символом «XXX». (Психиатры предполагали, что такую возможность допустит один из 1000.)
Однако когда участниками эксперимента Милгрэма были 40 мужчин — представители разных
профессий в возрасте от 20 до 50 лет, — 26 из них (65%) дошли до 450 вольт. Впрочем, правильнее
сказать, что все они подчинялись команде экспериментатора «Продолжать!» до тех пор, пока после
двух ударов он сам не останавливал их.
Милгрэм, который рассчитывал получить результаты, свидетельствующие о преобладании
неподчинения, и планировал повторить свои эксперименты в Германии, чтобы оценить роль
культурных различий, был обескуражен (A. Milgram, 2000). И вместо того чтобы ехать в Германию,
сделал протесты «ученика» еще более убедительными. Теперь в тот момент, когда «ученика»
привязывали к креслу, «учитель» слышал и то, как он упоминал о своем «больном сердце», и реплику
экспериментатора о том, что «хоть удары и могут быть болезненными, необратимых изменений в
тканях они не вызывают». Сценарий протестов «ученика», свидетельствующих о его мучениях (см.
«Проблема крупным планом. Последовательность протестов...»), не возымел никакого действия: из 40
мужчин, новых участников этого эксперимента, 25 (63%) полностью подчинились требованиям
экспериментатора (рис. 6.3).
Hosted by uCoz