Navigation bar
  Print document Start Previous page
 201 of 569 
Next page End  

Гитлеру. Без соучастия миллионов Холокост был бы невозможен (Goldhagen, 1996).
<Речь обладает энергией. Слова не исчезают бесследно. То, что рождается звуком, вырастает в
дела. Раввин Абрам Хешель, 1961>
В современном мире тоже немало мощных пропагандистских сил. Установки подрастающего
поколения по отношению к марихуане быстро изменились после опубликования результатов изучения
физических и социальных последствий употребления этого наркотика. По данным Калифорнийского
университета в Лос-Анджелесе, ежегодно проводящего соответствующие опросы среди 250 000
первокурсников колледжей, в период с 1978 по 1991 г. число сторонников легализации марихуаны
уменьшилось с 50 до 21% (Dey et al., 1991; Sax et al., 2000). Одновременно число учащихся старших
классов американских средних школ, считающих, что регулярное употребление марихуаны «сопряжено
с большим риском», возросло более чем в 2 раза — с 35 до 79% в 1991 г. (Johnston et al., 1996). По мере
того как изменяются установки, изменялось и поведение. В 1992 г. в течение месяца,
предшествовавшего опросу, число старшеклассников, употреблявших марихуану, уменьшилось с 37 до
12%. Аналогичным образом изменились и установки канадских подростков: число потребителей
марихуаны уменьшилось (Smart et al., 1991). Однако в дальнейшем, благодаря более благоприятному
«образу употребления наркотиков», созданному средствами массовой информации, изменились и
установки, и поведение. К 2000 г. число студентов колледжей — сторонников легализации наркотиков
— вернулось к прежней цифре 34%, число старшеклассников, считавших, что регулярно
употребляющие марихуану «сильно рискуют», уменьшилось и составило лишь 57%, а количество
марихуаны, потребляемой ими ежемесячно, возросло на 23%.
<Фанатик — это человек, не способный изменить свое мнение и не желающий сменить тему.
Уинстон Черчилль, 1954>
По данным центров контроля и профилактики заболеваний, количество курильщиков в США за
последние 30 лет уменьшилось примерно в 2 раза и составляет в настоящее время 26%, что отчасти
является результатом пропаганды здорового образа жизни. Число первокурсников американских
колледжей, полностью отказавшихся от употребления пива, возросло с 25% в 1981 г. до 47% в 1996 г. За
последние десятилетия заметно пополнились и ряды взрослых образованных людей, небезразличных к
собственному здоровью и к проблемам безопасности и полностью отказавшихся от употребления пива
и от курения.
<Помни: изменив свое мнение и последовав за тем, кто ведет к истине, ты останешься
свободным человеком. Марк Аврелий, Размышления, VIII. 16, 121-180>
Однако некоторые пропагандистские усилия оказываются тщетными. Один крупномасштабный
эксперимент, предпринятый правительством для того, чтобы убедить людей пользоваться ремнями
безопасности, практически не дал никаких позитивных результатов (7 тщательно продуманных реклам
были 943 раза показаны в прайм-тайм по кабельному телевидению, подписчиками которого являются
6400 семей). Психолог Пол Словик предположил, что он и его коллеги могли бы лучше справиться с
этой задачей (Slovic, 1985). Они исходили из того, что вероятной причиной непопулярности ремней
безопасности может быть самонадеянность людей, считающих себя неуязвимыми. Хотя и верно, что
лишь одна поездка из 100 000 заканчивается аварией, поскольку в среднем в течение жизни человек
совершает около 50 000 поездок, чувство собственной безопасности в конечном итоге может обернуться
для многих лишь «иллюзией неуязвимости».
{Насколько убедителен этот придорожный плакат? Почему? (На плакате крупно изображен
презерватив. Текст плаката:
Второй наилучший способ избежать СПИДа. Мелким шрифтом: Фонд
Элизабет Тейлор против СПИДа)}
При поддержке Национальной комиссии по безопасности движения Словик и его коллеги
создали 12 телевизионных реклам, для того чтобы убедить людей, не пользующихся ремнями
безопасности, в том, что они очень рискуют. После предварительного тестирования с участием
нескольких сот человек несколько тысяч человек — методом отсеивания — оценили 6 реклам.
Выбранные таким образом 3 лучшие рекламы многократно демонстрировались другой аудитории. Увы!
Они никак не повлияли на использование ими ремней безопасности. По мнению Словика, поскольку
каждая благополучная поездка усиливает «настрой на неиспользование» ремней, «не исключено, что
вообще никакая кампания и никакая реклама не смогут лучше убедить водителей пользоваться ими, чем
пример небольшой группы американцев, которые добровольно согласятся на это». В конце концов,
чтобы убедить большинство американцев пользоваться ремнями безопасности, потребовалось принятие
соответствующих законов, поддержанных как определенными штрафными санкциями за их нарушение,
так и общенациональной кампанией «Пристегнись, Америка!»
Hosted by uCoz