Navigation bar
  Print document Start Previous page
 277 of 569 
Next page End  

Гринвальд и его коллеги показали, что 9 испытуемым из 10 требовалось больше времени для
идентификации таких слов, как «мир» и «рай», в качестве «хороших», если они ассоциировались не с
лицами белых, а с лицами афроамериканцев. Не забудьте, что речь идет об испытуемых, считавших, что
они лишены или практически лишены предрассудков; тем не менее и они способны проявлять их в виде
неосознанных, непреднамеренных реакций.
(— Давайте на минуту забудем о том, что вы — чернокожий.)
Предрассудки порой проявляются автоматически и бессознательно, чего явно не понимает эта
дама, занимающаяся оформлением ссуд
В реальной жизни любое столкновение с представителем меньшинства может аналогичным
образом «дать ход» подсознательному стереотипу. И те, кто, уважает права гомосексуалистов, и те, кто
относится к ним с презрением, могут одинаково неловко чувствовать себя в автобусе рядом с геем
(Monteith, 1993). Случайная встреча с незнакомым афроамериканцем может насторожить даже тех, кто
гордится своей толерантностью. В одном из экспериментов белым испытуемым показывали слайды с
изображением белых и чернокожих людей. Испытуемые должны были вообразить, что общаются с
ними, и оценить вероятность возникновения симпатии к ним (Е. J. Vanman et al., 1990). Хотя
испытуемым и казалось, что они больше симпатизируют чернокожим, чем белым, их лицевые мускулы
говорили совсем о другом. Оценка их состояния с помощью специальных инструментальных методов
показала, что в момент появления лица афроамериканца больше напрягаются те лицевые мускулы
испытуемых, которые передают не позитивные эмоции, а негативные. Аналогично реагирует и центр
мозга, «ответственный» за эмоции: он функционирует более активно в тот момент, когда участник
эксперимента видит изображение незнакомого человека, принадлежащего к другой расе (Hart et al.,
2000). Осознавая несоответствие того, что они должны чувствовать, тому, что они на самом деле
чувствуют, люди, и в первую очередь те, у кого развито самоосознание, нередко испытывают чувство
вины и стараются побороть реакцию, на которую «толкает» предрассудок (Bodenhausen & Macrae, 1998;
Macrae et al., 1998; Zuwerink et al., 1996).
Мораль: справиться с тем, что Девайн называет «автоматическим предрассудком», нелегко. Если
и вы обнаруживаете в себе нечто подобное, не отчаивайтесь: в этом нет ничего необычного. Важно
лишь то, что вы будете делать после того, как осознаете это. Вы допустите, чтобы ваше поведение
полностью определялось именно такими чувствами? Или попытаетесь это предотвратить, для чего
станете в дальнейшем следить за собой и корректировать свои поступки?
<Многие признавались мне в том, что хотя у них больше нет никаких предрассудков в
отношении чернокожих, они, тем не менее не могут пожать руку афроамериканцу без чувства
брезгливости. Эти ощущения — пережиток того, что они усвоили в детстве в своих семьях.
Томас
Петтигрю, 1987, с. 20>
По мнению Энтони Гринвальда и Эрика Шуха, даже сами социальные психологи, изучающие
предрассудки, не свободны от них (Greenwald & Schuh, 1994). Они проанализировали, кого из своих
коллег преимущественно цитируют социальные психологи с нееврейскими фамилиями (Эриксон,
Макбрайд и т. д.) и с еврейскими (Гольдштейн, Сигал и т. д.). Проанализировав около 30 000 цитат, в
том числе 17 000 цитат из работ, посвященных предрассудкам, авторы пришли к поразительному
выводу: в работах авторов с нееврейскими фамилиями было на 40% больше цитат из работ авторов с
нееврейскими фамилиями, чем в работах их коллег с еврейскими фамилиями. (Гринвальд и Шух не
Hosted by uCoz