Navigation bar
  Print document Start Previous page
 338 of 569 
Next page End  

Рис. 10.10. Связь между криминальной активностью взрослых и их увлечением
телепередачами в детстве. Степень увлечения восьмилетнего ребенка телепередачами позволяет
делать прогнозы относительно криминальных наклонностей 30-летнего человека. (Источник: Eron &
Huesmann, 1984)
Второй факт, заслуживающий внимания: там, куда приходит телевидение, уровень преступности
возрастает. Даже число убийств возрастает там и тогда, где и когда появляется телевидение. В США и в
Канаде между 1957 и 1974 г., в период распространения телевизионного насилия, число убийств
удвоилось. В тех регионах, где телевидение появилось позднее, позже подскочило и число убийств. В
ЮАР, где телевидение стало доступным населению только после 1975 г., аналогичное удвоение числа
убийств произошло после 1975 г. (Centerwall, 1989). То же самое можно сказать и о хорошо изученных
небольших городках Канады, в которые телевидение пришло позднее, чем в мегаполисы: вскоре после
этого количество агрессивных действий в местах отдыха и развлечений удвоилось (Williams, 1986).
Обратите внимание: все эти исследования иллюстрируют то, как ученые в наши дни используют
результаты корреляционных исследований для того, чтобы высказать предположение о причине и
следствии. Ведь нельзя исключать и существования неопределенного количества потенциально
возможных «третьих факторов», создающих лишь видимость связи между просмотром телепередач со
сценами насилия и агрессией, которая на самом деле не более чем случайность.
К
счастью, однако,
экспериментальный метод позволяет контролировать эти внешние факторы. Если мы отобранных
наугад детей разделим на две группы, а затем покажем одной из них фильм с насилием, а другой —
фильм без него, то последующая разница в агрессивности обеих групп будет следствием лишь одного
фактора, отличающего их друг от друга, и фактор этот — фильм, который они смотрели.
(— Говорил тебе, что дети проводят у ящика слишком много времени!)
Эксперименты с просмотром телепередач. В новаторских экспериментах Альберта Бандуры и
Ричарда Уолтерса дети иногда не наблюдали за реальной сценой избиения взрослым надувной куклы, а
смотрели ее видеозапись, но эффект был точно таким же (Bandura & Walters, 1963). Леонард Берковиц и
Расселл Гин демонстрировали одной группе рассерженных студентов колледжа фильм со сценами
насилия, а второй — без таких сцен (Berkowitz & Geen, 1966). После просмотра фильмов первые вели
Hosted by uCoz