Navigation bar
  Print document Start Previous page
 294 of 574 
Next page End  

1. Какой из этих рисунков отличается от четырех остальных?
2. Какой из пяти рисунков, расположенных справа, следует расположить после трех левых
рисунков (в пустом квадрате)?
3. Каким из рисунков, расположенных справа, следует дополнить левый квадрат?
4. В левом рисунке точка расположена внутри круга, но снаружи от квадрата. В каком из пяти
правых рисунков точку тоже можно было бы расположить вне квадрата и внутри круга?
(Решения: 1) 3; 2) 5; 3) 2; 4) 3. )
Документ 9.4. «Нормальный» и «аномальный» интеллект
Исследование уровня интеллекта, проведенное сначала Терменом, а затем Векслером, показало,
что этот уровень (насколько его можно оценить по тестам) распределен среди населения неравномерно.
Но что представляют собой выявленные при таком исследовании категории и каковы особенности
относящихся к ним лиц?
Отметим прежде всего, что наряду с основной (составляющей более 80%) группой людей со
«средним уровнем», «несколько ниже среднего» и «несколько выше среднего» имеются еще и совсем
небольшие крайние группы, в которые, с одной стороны, входят 6% детей с небольшими дефектами и 2-
3% умственно отсталых детей, а с другой — от 9 до 12% лиц с повышенным интеллектом, из которых у
1-2% интеллект «особенно высок».
Лица со «средним» интеллектом и небольшими отклонениями от среднего
Среди этой основной категории лиц, у которой IQ колеблется между 80 и 119 баллами, примерно
половина заполняет узкий диапазон в 20 баллов между 90 и 110 баллами [*]. Были предприняты
многочисленные попытки выявить связь между профессиональным успехом и IQ. Было, например,
обнаружено различие между средним IQ неквалифицированных рабочих (90-95 баллов) и
представителей свободных профессий (порядка 120 баллов).
[Если же учесть, что IQ человека может за время детства и отрочества измениться более чем на
15 баллов, значение таких различий существенно уменьшается.]
Здесь важно учитывать «перекрывание» между различными группами. Так, если у некоторых
адвокатов или врачей IQ составляет 135 баллов, то у других он не превышает 95. Точно так же если у
некоторых сельскохозяйственных рабочих IQ всего лишь 75 баллов, то нередко он может быть выше
120.
Кроме того, если человек уже знаком с содержанием тестов (а оно довольно близко к материалу
школьной программы), то вряд ли нужно удивляться, что он получает тем больше очков, чем дольше он
учится в школе или высшем учебном заведении. Даже при условии одинакового интеллектуального
потенциала различия между результатами тестирования усиливаются под влиянием социально-
экономической среды, к которой принадлежит человек, так как от этой среды зависит, какое
образование он может получить (см. документ 9.2).
Если придерживаться того определения интеллекта, которое было дано ранее (интеллект — это
способность индивидуума адаптироваться к среде), то само собой понятно, что умственный потенциал
нельзя рассматривать в отрыве от среды и культуры, в которую включен индивидуум, а также от
ситуаций, с которыми он сталкивается [*].
[См. представления о структуре интеллекта по Томпсону (в начале этой главы).]
Учитывая все эти соображения, можно задаться, например, такими вопросами: кому будет легче
выжить после авиационной катастрофы в дремучем лесу — математику с IQ 125 или леснику с IQ 85
баллов? Будет ли воспитатель с IQ 130 заведомо лучше для ребенка, чем воспитатель с IQ 95? Всегда ли
профессор с IQ 145 будет лучшим преподавателем, чем его коллега с IQ 110, страстно увлеченный
педагогикой? Обязательно ли врач с IQ 135 больше поможет пациенту, чем врач с IQ 105, относящийся
к больному с пониманием и душевной теплотой? Ни на один из этих вопросов нельзя дать точный
ответ. Общество, в котором мы живем, придает главное значение абстрактному мышлению,
индивидуализму, духу конкуренции, школьному и профессиональному успеху. Тесты, по которым
оценивается IQ, лишь отражают эти общепризнанные ценности. В обществе же с иными
представлениями понятие о «нормальном» интеллекте будет, безусловно, существенно иным.
Умственно отсталые лица
Hosted by uCoz