Navigation bar
  Print document Start Previous page
 369 of 574 
Next page End  

поведение) и если в сходных ситуациях так же ведут себя лишь немногие люди (необычное поведение),
то мы склонны приписывать поведение внутренним причинам. Напротив, если в похожих ситуациях
человек ведет себя одинаково (постоянное поведение), если в других случаях он ведет себя иначе
(отличающееся поведение) и если в сходных ситуациях такое же поведение свойственно большинству
людей (обычное поведение), мы объясняем его действия внешними причинами.
*) Если в сходных ситуациях человек редко обнаруживает данный образ действий, его поведение
можно объяснить очень специфической внешней причиной.
Схема 11.1. Критерии внутренней и внешней атрибуции поведения (по Kelly, 1967).
По мнению Келли, именно так мы поступаем при расшифровке агрессивного, дружеского,
любовного и других типов поведения всех тех людей, кого изо дня в день видим рядом (см. документ
11.12).
Стереотипы
Наше восприятие других людей зависит и от того, как мы их «классифицируем», — подростки,
женщины, преподаватели, негры, гомосексуалисты, безработные, политические деятели и т. д. Подобно
тому как восприятие отдельных предметов или событий со сходными особенностями позволяет нам
образовывать понятия (см. гл. 8), так и люди обычно классифицируются нами по их принадлежности к
той или иной группе, социально-экономическому классу или по их физическим характеристикам (пол,
возраст, цвет кожи и т. п.). Эти два типа категоризации, однако, существенно различаются, поскольку в
последнем случае речь идет о социальной реальности и о бесконечном разнообразии типов людей,
составляющих общество.
Создающиеся таким
образом стереотипы часто порождают у нас слишком условное и
упрощенное представление о других людях; если мы затем устанавливаем с этими людьми контакт,
заранее зная, чего от них можно ожидать, такое представление нередко лишает нас выгод, связанных с
познанием отдельной личности.
Образование стереотипов
Стереотипы редко бывают плодом нашего личного опыта. Чаще всего мы приобретаем их от той
группы, к которой принадлежим, особенно от людей с уже сложившимися стереотипами (родителей,
учителей, приятелей), а также от средств массовой информации, обычно дающих нам упрощенное
представление о тех группах людей, о которых мы не располагаем больше никакими сведениями.
Понятно, что сегрегация между группами может только способствовать закреплению
Hosted by uCoz