Navigation bar
  Print document Start Previous page
 43 of 574 
Next page End  

От конца античной культуры до середины средневековья
Аристотель считал, что познание человека возможно только через познание Вселенной и
существующего в ней порядка. В его философских взглядах на первое место выдвигаются мышление,
знание, интеллект и мудрость. Вместе с представлениями Платона и других философов идеи
Аристотеля владели умами вплоть до V века новой эры.
Вскоре против этой концепции восстала иудейско-христианская религия, по которой сущность
человека постигается не через разум и рассудочное мышление, а через Высшее существо, которое
представляет собой тайну, недоступную смертным. Путь к спасению лежит поэтому через незнание и
веру в догматы.
На протяжении всех одиннадцати столетий интеллектуального средневековья возникало
множество философских школ, учения которых противостояли этим двум концепциям. По одну сторону
находились несгибаемые богословы,
которые чаще всего рассматривают философию лишь как
измышление дьявола, а естественные науки — как ограничение божественной власти, стоящей над
человеческим разумом. По другую
возникавшие философские течения, из которых наиболее
известное — схоластическое. Его предтечей был Абеляр (Abelard, 1079-1142), но расцвета оно достигло
лишь в XIII веке благодаря Фоме Аквинскому (1228-1274).
Схоласты проповедовали учение, основанное одновременно и на богословии, и на доктрине
Аристотеля. Они пытались, таким образом, объяснить мир с помощью разума, «озаренного» верой. Роль
философа состоит в том, чтобы раскрыть упорядоченность и иерархическое устройство созданного
Богом мира, попытавшись отвести всему сущему его подлинное место.
Одна из тем, вызывающих вечные дискуссии, — это проблема души. В самом деле, как можно
рационально изучать нечто такое, что невозможно увидеть и еще менее того — описать? Начиная со II
века до н. э. считалось установленным, что душа помещается в мозгу, но философы без конца вели
умозрительные споры о ее природе и о способе ее влияния на поведение. Выдвигался даже аргумент,
что физическое существование души невозможно, поскольку она, будучи бессмертной, находится в
смертном теле.
От эпохи Возрождения до XIX века
Лишь в эпоху Возрождения, в XV, XVI и особенно в XVII веке сложились более близкие к
научным представления — математические и одновременно механические — о мире и о человеке. Они
были основаны главным образом на разуме независимо от веры.
Так, сталкиваясь с враждебностью богословов, которые прочно держались за догму о
сотворенном Господом мире, неподвижно лежащем в центре Вселенной, Коперник (1543), Кеплер
(1604) и Галилей (1633) один за другим утверждали, что планеты совершают одновременно вращение
вокруг своей оси и обращение вокруг какой-нибудь звезды (для Земли это будет Солнце) [*].
[Опасаясь реакции богословов, польский астроном Коперник опубликовал свои открытия только
накануне смерти. Что касается итальянца Галилея, его судила инквизиция и заставила отречься от своих
взглядов, что не помешало ему все же воскликнуть: «А все-таки она вертится!».]
Что касается Декарта, то он на основании известных в его время фактов создал теорию,
объяснявшую поведение на основе механистической модели. Согласно этой модели, информация,
доставляемая органами чувств, направляется по чувствительным нервам к отверстиям в головном
мозгу, которые эти нервы расширяют; это позволяет «животным душам», находящимся в мозгу,
вытекать по тончайшим трубочкам — двигательным нервам — в мышцы, которые надуваются, что либо
приводит к отдергиванию конечности, подвергшейся раздражению, либо заставляет совершить то или
иное действие.
Hosted by uCoz