Navigation bar
  Print document Start Previous page
 44 of 574 
Next page End  

Рис. 2.5. Французский философ Рене Декарт (1596-1650). Им написаны «Рассуждения о методе
для хорошего направления разума и отыскания истины в науках» и «Медитации». Его знаменитое «я
мыслю, следовательно, существую» остается одним из стержней философской мысли с XVII в. и до
наших дней.
Таким образом, отпадала необходимость прибегать к душе, чтобы объяснить, как возникают
простые поведенческие акты, хотя Декарт и считал, что наличие «разумной души», локализованной в
головном мозгу и составляющей сущность человека, помогает последнему управлять своими страстями
и возвышает его тем самым над животными, лишенными разума (рис. 2.6).
Рис. 2.6. Иллюстрация из «Трактата о человеке» Декарта (1664), в котором изложена его
механистическая концепция о функционировании человеческой «машины». Рисунок показывает, как
«животные души» стекают по трубкам из мозговой «железы», чтобы обеспечить одновременный
поворот обоих глаз и правой руки к предмету B.
Этот декартовский дуализм
тело,
действующее механически, и управляющая им душа —
надолго оставил отпечаток на представлениях о функционировании человеческого организма. И
несмотря на то что знания в области анатомии и физиологии в последующие века значительно
обогащались, лишь в начале XX века понятие «души», которое сменилось сначала понятием «разума», а
затем «сознания», окончательно уступило место монистической концепции, согласно которой
поведение человека управляется в основном нервной системой (см. документ 2.3).
Тем не менее представления Декарта, пусть зачаточные, о функционировании организма и
реализации различных поведенческих актов послужили отправной точкой для развития современной
психологии.
Зарождение естественных наук. Со времен Древней Греции, как мы видим, только философы
пытались понять сущность человека и его взаимоотношения со средой, как физической, так и
социальной. Среди них рационалисты
от Платона до Декарта [*] —
полагали, что «любые
достоверные знания могут исходить лишь от разума»; следовательно, один только разум должен играть
главную роль в объяснении фактов как в онтологическом плане, так и в плане познания или действия.
Согласно этим философам, наилучший способ сформулировать какую-либо проблему и попытаться
получить ответ состоит в поисках логических доводов. В результате они на протяжении веков
обсуждали, что должно быть, вместо того чтобы наблюдать существующее в действительности.
[А позднее Кант и Гегель.]
Развитие естественных наук начинается в тот день, когда философская дискуссия перестает быть
единственным инструментом познания, уступая частично место точным и систематическим
наблюдениям, а главное — эксперименту [*].
[Как это уже неоднократно происходило в античную эпоху.]
Эмпирическое направление, которое легло в основу экспериментирования, делает главный упор
Hosted by uCoz