Navigation bar
  Print document Start Previous page
 487 of 617 
Next page End  

может быть больше, чем регистрируется во время статистических опросов (Lloyd, 1992).
Терапевтические методы, применяемые в случаях жестокого обращения с детьми, разнообразны,
иногда родителям помогают понять причины своего поведения, обучают их альтернативным способам
взаимодействия с детьми и родительским навыкам в группах, например таких, которые действуют под
эгидой национальной организации «Анонимные родители» (Azar & Siegal, 1990; Wolfe et al., 1988).
Может также использоваться когнитивная терапия, помогающая родителям изменить свои
нереалистические ожидания относительно поведения детей (Azar & Siegal, 1990; Azar et al., 1984).
Некоторые подходы сосредоточены на том, чтобы помочь родителям более эффективно справляться с
вызывающими стресс обстоятельствами своей жизни, которые часто провоцируют жестокое обращение
с детьми, такими как безработица, супружеские конфликты и ощущение депрессии (Campbell et al.,
1983). Эффекты этих и других подобных подходов еще ждут тщательного исследования (Emery &
Laumann-Billings, 1998; Azar & Wolfe, 1989).
Научные исследования данной проблемы подтверждают, что психологические нужды маленьких
жертв также должны приниматься во внимание на как можно более ранней стадии (Roesler & McKenzie,
1994). Врачи и специалисты по образованию даже запустили специальную программу раннего
распознавания, предназначенную для того, чтобы (1) объяснить детям, что такое жестокое обращение с
ребенком; (2) научить их спасаться от жестокого обращения и избегать ситуаций, в которых возможно
жестокое обращение; (3) побудить детей говорить другим взрослым о том, что с ними жестоко
обращаются; (4) вселить в детей уверенность в том, что жестокое обращение с ними никогда не
является их собственной виной (Finkelhor et al., 1995). Эта программа, по-видимому, повышает
вероятность того, что дети будут сообщать о жестоком обращении с ними, уменьшает их склонность
обвинять во всем себя и увеличивает их чувство самоэффективности (Finkelhor et al., 1995).
---
Депрессия у детей
Как и взрослые, дети могут испытывать депрессию (Kovacs, 1997). Мальчик Билли, о котором
мы рассказывали в начале этой главы, страдал именно от нее. То же самое можно сказать и о Бобби.
При наблюдении за Бобби в игровой комнате было очевидно, что его активность намного ниже,
чем можно было бы ожидать у ребенка 10 лет. Он не проявлял интереса к игрушкам, которые
находились вокруг него, и его невозможно было увлечь какой бы то ни было игрой более чем на
несколько минут. Когда мальчика попросили рассказать о доме и школе, Билли заявил, что не любит
школу, потому что у него нет там друзей и он не умеет играть в футбол и баскетбол так же хорошо,
как другие дети, заметив при этом: «Вообще-то я ничего не умею делать хорошо...» Когда его
спросили, что бы он пожелал, если бы появился волшебник и пообещал исполнить три его желания,
Билли ответил: «Я хотел бы стать таким мальчиком, каким меня хотят видеть мои мама и папа, я
хотел бы, чтобы у меня были друзья и чтобы мне не было так грустно».
Во время беседы с родителями мать Бобби сообщила, что в последний год состояние сына
стало вызывать у них с мужем сильную обеспокоенность. Она сказала, что Бобби всегда выглядит
печальным и часто плачет без видимой причины, что он не проявляет интереса к большинству вещей,
которые раньше доставляли ему удовольствие. Мать подтвердила заявление Билли о том, что у него
нет друзей, отметив, что в течение последних 6 или 9 месяцев он стал значительно более одиноким.
По ее мнению, учеба в школе также страдает, поскольку Билли не может сосредоточиться на
учебных занятиях и, кажется, «просто потерял к ним интерес». Мать отметила, однако, что
наибольшее беспокойство вызывает у нее то, что сын в последнее время стал все чаще говорить о
том, чтобы «убить себя», утверждая, что его родителям будет лучше, если его не будет рядом
(Schwartz & Johnson, 1985, p. 214).
Примерно 2% детей и подростков до 17 лет испытывают выраженные расстройства настроения
(Kazdin, 1994), притом что среди подростков старше
10 лет эта доля равна 7% (Peterson et al, 1993,
1991). Юные жертвы депрессии особенно часто демонстрируют такие симптомы, как плохое
физическое самочувствие (например, боли в желудке или головная боль), раздражительность и попытки
избежать социальных взаимодействий (АРА, 1994). В возрасте до 11 лет мальчики и девочки одинаково
часто испытывают депрессию, но к 18 годам девушек, страдающих депрессией, становится в два раза
больше, чем юношей (Hankin et al., 1998; Angold & Rutter, 1992).
Hosted by uCoz