Navigation bar
  Print document Start Previous page
 134 of 640 
Next page End  

временем хранения информации. В модели памяти Р. Аткинсона детально представлена динамическая
иерархическая организация всей системы памяти, в т. ч. процессов управления потоками информации
(кодирование, внимание к стимулу, распознавание, поиск в памяти, повторение и пр.). См.
Трехкомпонентная модель памяти, Семантические сети. (Т. П. Зинченко.)
ДОМИНАНТА (от лат. dominans господствующий) временно господствующий очаг
возбуждения в ц. н. с., для которого характерна способность накапливать в себе возбуждения и
тормозить работу др. нервных центров. В норме Д. представляет собой функциональное объединение
нервных центров, состоящее из относительно подвижного коркового компонента, а также
субкортикальных, вегетативных и гуморальных компонентов, включаемых в это объединение.
Сложившаяся Д. — синхронно работающая констелляция центров с оптимальным для данной реакции
стационарным возбуждением (нервным процессом, который не распространяется по нервным путям и
проявляется в виде медленных изменений биопотенциала) в разных отделах головного и спинного
мозга. Основные черты Д. — повышенная возбудимость, способность стойко удерживать возбуждение,
суммировать в себе возбуждения от последовательно приходящих нервных импульсов. Д., по мнению
А. А. Ухтомского,
предложившего этот термин и разработавшего учение о Д., определяет
направленность поведения и мышления, составляет физиологическую основу внимания.
ДОМИНАНТНОЕ / СУБДОМИНАНТНОЕ ПОЛУШАРИЕ МОЗГА см. Ведущее
полушарие, Латерализация функций головного мозга, Межполушарная организация психических
процессов.
ДОМИНАНТНОСТЬ РУКИ — см. Амбидекстрия, Латерализация функций, Леворукость.
ДООПЕРАЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ (англ. preoperatory thought)
— стадия развития
интеллекта ребенка от 2 до 7 лет. К 2 г. у ребенка начинает формироваться символическая функция,
т. е. возникает различение обозначаемого и обозначающего. Средства обозначения, используемые
ребенком, имеют форму отсроченной имитации, игрового символа, рисунка, умственного образа и,
наконец, речи.
Благодаря символической функции начинает формироваться внутренний план
деятельности — план представления. Теперь ребенок может не только непосредственно выполнить
действие, но и представить действие, выполненное им в прошлом или в др. ситуации, может мысленно
расчленить объект или составить его из частей. Для возникающих задач уже недостаточно средств
сенсомоторного интеллекта, а новых орудий интеллектуальной деятельности у ребенка еще нет.
В возрасте от 2 до 7 лет, как правило, отсутствуют обратимые операции и понятие о сохранении.
Ребенок, напр., считает, что при переливании жидкости из одного сосуда в др., отличающийся от
первого формой, количество ее увеличивается или уменьшается в зависимости от формы сосуда. Во
всех ситуациях, где требуется количественная оценка величин, можно наблюдать конфликт между
восприятием и логикой, что является следствием отсутствия обратимости умственных действий.
В этот период развития создаются условия для возникновения операций (см. также Операции
интеллектуальные).
Это, во-первых, их переход в умственный план (интериоризация действий) и, во-
вторых, их сокращение и симультанизация. Только во внутреннем плане можно одновременно
симультанно представить прямое и обратное действия, в то время как во внешнем материальном плане
прямое и обратное ему действие можно выполнить только последовательно.
Трудность перехода ребенка к операциям и длительность этого процесса связаны с
преодолением им собственного эгоцентризма или центрации на внешних, ярких, но несущественных
свойствах вещей. (Л. Ф. Обухова.)
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА — см. Законы смешения цветов, Цвета дополнительные.
ДОСТИЖЕНИЯ МОТИВ (мотивация) (англ. achievement motive)
— внутренне относительно
устойчивое стремление человека к успехам в различных видах деятельности.
Является одним из
важнейших среди совокупности факторов, определяющих мотивацию достижения — поведение
человека, направленное на достижение успехов в жизни.
Д. м. объясняет внутри- и межиндивидуальные различия в ориентациях, интенсивности и
последовательности поведенческих актов, связанных с достижением успехов.
Исследования Д. м. начаты с появления теории мотивации достижения, разработанной амер.
исследователем Д. Мак-Клелландом и сотрудниками (McClelland et al., 1953). Дальнейшее развитие она
получила в работах Дж. Аткинсона, предложившего формулу для оценки мотивации достижения
(Atkinson, 1958), и Г. Хекхаузена (Hekhausen, 1963). Согласно Мак-Клелланду и др., Д. м. формируется
прижизненно в опыте раннего детства под влиянием воспитания ребенка в семье. Его внутреннюю,
побудительную основу составляют аффективно окрашенные эмоциональные ассоциации, связанные с
успехами и подкрепленные соответствующими действиями со стороны родителей. Если их
Hosted by uCoz