Navigation bar
  Print document Start Previous page
 196 of 640 
Next page End  

движущихся объектов при наблюдении спроецированных на экран неподвижных изображений,
запечатленных на кинопленке. Одну из первых демонстраций зрительного К. д. осуществил в 1832 г.
бельгийский физик Жозеф Плато с помощью созданного им прибора —
«фенакистископа» (греч.
«обманывающий зрение»), который представлял собой вращающийся диск с нарисованными по краю
фигурами дровосека в разных фазах движения; фигуры наблюдались через щель и производили
впечатление работающего дровосека. Г. Экснер (1875) описал К. д. при наблюдении искровых разрядов.
Детальные исследования К. д. начаты гештальт-психологами. Можно сказать, что и сама
гештальт-психология началась с классической работы М. Вертгеймера (1912) по К. д., в которой были
выделены феноменологически и психофизически разные типы К. д.: частичное; оптимальное
(названное Ф. Кенкелем «бета-движением»); феноменальное («фи-движение»). Последнее возникает
при сверхоптимальных межстимульных интервалах (80-200 мс), заключается в переживании «чистого»
(бесформенного) движения и трактуется гештальт-психологами как доказательство сенсорного
(«невыводного») характера восприятия движения. Нем. психолог Адольф Корте (1915) описал т. н.
«дельта-движение»
— К. д. в направлении, противоположном направлению смещения 2-го (и более
яркого) объекта относительно 1-го. Он же эмпирически установил для восприятия оптимального К. д. 4
приблизительных уравнения, которые попарно связывают такие стимульные переменные, как
пространственное смещение, время экспозиции, межстимульный интервал и «интенсивность» (не
только яркость, но и размеры) стимулов. Дэниел Канеман (1967) ввел еще одно правило для сохранения
оптимального К. д.: правило постоянства асинхронии включений стимулов, т. е. суммы времени
экспозиции 1-го объекта и межстимульного интервала (при изменениях этих слагаемых). Однако этому
правилу не подчиняется эффект К. д., обнаруженный при последовательном предъявлении в одной и
той же апертуре 2 синусоидальных решеток (одинаковой пространственной частоты) с некоторым
сдвигом по фазе. Особенностью этого эффекта, названного «суммакинезом», являются крайне малые
значения межстимульного интервала (3-50 мс). Стимульные условия и феноменологические свойства
суммакинеза хорошо предсказываются моделью зрительной временной суммации с бифазической
импульсной реакцией.
Влияние значения (предметной интерпретации) на К. д. демонстрируется с помощью иллюзии
Линка.
Попеременно предъявляются 2 пятна света, расположенные с внутренней стороны
дугообразной полосы («желоба»). Без дуги возникает впечатление обычного прямолинейного движения
пятна, при наличии дуги «видится» катящийся по дну «желоба» шарик. (Б. М.)
КАЗУАЛЬНЫЙ (от лат. casus случай) случайный, единичный, не поддающийся
обобщению (типологии). Не путать с каузальным.
КАЗУИСТИКА (англ. casuistry)
— учение средневековых схоластов о примирении со своей
совестью при столкновении разных норм и обязанностей (своего рода рациональный способ разрешения
внутренних конфликтов).
Позднее это учение нашло яркое развитие и практическое применение у
иезуитов, оправдывавших безнравственные и преступные деяния, напр. на основе принципа «цель
оправдывает средства» (см.: Интенционализм).
В переносном смысле — изворотливость в
доказательстве сомнительных положений; крючкотворство.
КАЗУС, КАЗУИСТИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ (лат. casus случай).
1. Необычный случай (сложный, запутанный или смешной). Ср. курьез.
2. Юридический термин, обозначающий случайное действие,
имеющее признаки
правонарушения, но без элемента вины; в др. значении — всякое сложное, запутанное дело.
3. Мед. термин, означающий случай редкого заболевания.
КАЙНОФОБИЯ (греч. kairos
новый + phobos — страх) — навязчивый страх (боязнь) по
отношению к новым объектам, ситуациям, знакомствам. Ср.: ксенофобия.
КАЙФ (араб. kef состояние опьянения от употребления гашиша; или безделье).
1. Состояние опьянения.
2. Состояние всякого рода удовольствия.
КАКОГЕВЗИЯ (от греч. kakos
дурной + geusis
вкус) — нарушение чувства вкуса,
при
котором больные с удовольствием употребляют такую пищу, которую здоровые люди едят с
отвращением; наблюдается, напр. при истерии. Син. дисгевзия.
КАКОГРАФИЯ (от греч. kakos дурной + grapho пишу) один из видов орфографических
упражнений при обучении правописанию, в которых уч-ся предлагается исправлять ошибки в
неправильно написанных словах (А. Г. Вишнепольский). Эта методика имеет также более благозвучное
название — «корректура».
КАКОСМИЯ (от греч. kakos дурной + osme запах).
Hosted by uCoz