Navigation bar
  Print document Start Previous page
 289 of 640 
Next page End  

потребовалось для определения взаимодействия с современными сложными системами (техническими,
организационными, технологическими, информационными, а также природными, физическими,
экологическими и др.). Системным строением отличаются объекты производства, организации и
управления, научных исследований и проектных решений, сферы образования, различных областей
искусства и культуры. Контакты с такими объектами превращаются в не менее сложные виды
деятельности. Для их осуществления недостаточно знать лишь внешние признаки компонентов систем,
здесь требуются более глубокие знания: определение состава, структуры и организации систем,
внутренних интегральных свойств, генезиса системного строения, способов его развития. Особое
значение имеет знание функциональных параметров системы и характеристик ее основных функций,
которые должны проявляться при взаимодействии с ней. Знание функций служит главным ориентиром
в деятельности, и поэтому его получение превращается в первоочередную задачу М. о.
Эти знания складываются постепенно на 3 уровнях обобщения, которые осуществляются
средствами 3 видов М. о. В процессе наглядно-действенного мышления происходит выделение и отбор
единиц предметного содержания отражения, определения в них существенных свойств и связей.
Наглядно-образное мышление направляется на абстрагирование отражения и на построение из них
образно-концептуальной модели. Средствами визуального мышления производится дальнейшее
абстрагирование из концептуальной модели обобщенных отношений элементов и определение
сущностных свойств функциональной структуры объектов отражения. (В. М. Гордон.)
МЫШЛЕНИЕ ОПЕРАТОРА — см. Оператора мышление.
МЫШЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ (англ. practical thinking)
процесс мышления,
совершающийся в ходе практической деятельности. В отличие от теоретического мышления,
направленного на решение отвлеченных теоретических задач,
опосредованно связанных с практикой,
М. п. включено в решение практических задач. М. п. может иметь сложную и элементарную формы.
Решение сложных практических задач требует использования результатов отвлеченной теоретической
деятельности (напр., мыслительная деятельность учителя, изобретателя, шахматиста, полководца),
всегда основывается на обобщении практического опыта. В свою очередь, решение практических задач
становится средством и основой формирования теоретического мышления, как, напр., в развитии детей
— при решении ими конструктивных задач, в процессе обучения.
Добавление: М. п. профессионалов изучается в различных разделах психологии, предметами
исследования которых являются конкретные области профессиональной деятельности: военная,
инженерная, мед., педагогическая, спортивная, театральная, юридическая и др. Крупную работу о М. п.
полководцев на основе военно-исторических материалов написал Б. М. Теплов в годы Великой
Отечественной войны. См. Оператора мышление. (Б. М.)
МЫШЛЕНИЕ ПРАЛОГИЧЕСКОЕ — см. Леви-Брюль Л., Пралогическое мышление.
МЫШЛЕНИЕ ПРОДУКТИВНОЕ (стадии) (англ. productive thinking) синоним «творческого
мышления», связанного с решением проблем: новых, нестандартных для субъекта интеллектуальных
задач.
Самая трудная задача, стоящая перед человеческой мыслью,
— это задача познать самого себя.
«Я не уверен, — сказал А. Эйнштейн выдающемуся психологу М. Вертгеймеру,
можно ли
действительно понять чудо мышления. Вы, несомненно, правы, пытаясь добиться более глубокого
понимания того, что происходит в процессе мышления...» (Продуктивное мышление. — М., 1987, с.
262). Мышление сродни искусству, чудо которого также сопротивляется пониманию и познанию. В
парадоксальной форме нечто подобное выразил Н. Бор. На вопрос «можно ли понять атом?» Бор
ответил, что, пожалуй, можно, но сначала мы должны узнать, что означает слово «понимание». Великим
ученым в большей степени, чем простым смертным, свойственно удивление перед Великим и сознание
скромности своих сил. Склонялся перед чудом мышления и М. Мамардашвили:
«Мышление требует
почти сверхчеловеческого усилия, оно не дано человеку от природы; оно только может состояться —
как своего рода пробуждение или пра-воспоминание — в силовом поле между человеком и символом».
Несмотря на сомнения, Эйнштейн не только сочувствовал, но и содействовал Вертгеймеру в
познании М. п. и, начиная с 1916 г., часами рассказывал ему о драматических событиях, которые
завершились созданием теории относительности. Психолог представил «титанический процесс
мышления» как драму в 10 актах. Ее «участниками» были: зарождение проблемы; стойкая
направленность на ее решение; понимание и непонимание, вызывавшее подавленное состояние, вплоть
до отчаяния; находки, гипотезы, их мысленное проигрывание; выявление противоречий и поиски путей
их преодоления. Все это происходило на фоне осмысления, переосмысления и преобразования
исходной проблемной ситуации и ее элементов и продолжалось до тех пор, пока не была построена
картина новой физики. Процесс мышления занял 7 лет. Главным на протяжении этого периода было
Hosted by uCoz