Navigation bar
  Print document Start Previous page
 29 of 640 
Next page End  

Нарушения и конфликты на А. с, вызванные, в частности, характером воспитательных
требований (их отсутствием или, напротив, чрезмерностью), могут привести к появлению во взрослом
состоянии 2 различных типов личности: анально-изгоняющего (неопрятный, расточительный и
экстравагантный тип) и анально-удерживающего (характерологическая триада: аккуратность, скупость,
упрямство). Именно «теория анального характера» вызвала критическое замечание Л. С. Выготского:
«Для Фрейда человек, как каторжник к тачке, прикован к своему прошлому. Вся жизнь определяется в
раннем детстве из элементарных комбинаций и вся без остатка сводится к изживанию детских
конфликтов». (Б. М.)
АНАМНЕЗ (от греч. anamnesis воспоминание) совокупность сведений об обследуемом
(больном), получаемых при мед. обследовании путем опроса самого обследуемого (т. н. субъективный
А.) и/или лиц, знающих его (т. н. объективный А.).
А. включается в содержание истории болезни. В
последнюю также вписываются сведения о состоянии и поведении больного после установления
диагноза, проведения лечения и выписки из стационара (т. е. катамнез). В случае душевнобольных
история болезни, по словам Б. В. Зейгарник,
«представляет собой материал, характеризующий
жизненный путь человека, как бы "продольный" срез его жизни». (Б. М.)
АНАМНЕСИС (от греч. anamnesis
воспоминание) — термин Платона для обозначения
воспоминаний,
относящихся к пребыванию человеческой души в потустороннем мире. С помощью А.
душа имеет знание о сверхчувственных идеях.
АНАНЬЕВ БОРИС ГЕРАСИМОВИЧ (1907-1972) сов. психолог, пытавшийся преодолеть
раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания,
в которой были бы
обобщены исследования различных наук о человеке как индивиде, личности и индивидуальности.
Известен
также своими трудами в области чувственного восприятия, исследованиями по психологии
общения, проблемам восстановления работоспособности раненых во время Великой Отечественной
войны и др. (Е. Е. Соколова.)
Добавление ред.: Окончив Горский пединститут (1928), А. начал свою научную деятельность в
рядах ленинградских рефлексологов и прошел большой творческий путь: от полного отрицания
психологии как науки до утверждения ее в качестве центральной науки в рамках человекознания (см.
Психологизм).
Нужно также добавить, что А. был деканом факультета психологии ЛГУ (1967-1972),
воспитавшим многочисленную армию ученых; еще при жизни А. удостоился от благодарных учеников
званий «создателя замечательной ленинградской школы психологов» и «выдающегося сов. психолога».
По словам своих учеников, в частности Б. Ф. Ломова (1968), А. обладал ценным умением видеть
таланты. В «золотой фонд» сов. науки вошли след. его монографии: «Психология педагогической
оценки» (1935), «Очерки психологии» (1945), «Психология чувственного познания» (1960), «Теория
ощущений» (1961), «Очерки истории русской психологии XVIII-XIX веков» (1967), «Человек как
предмет познания» (1969). См. также Психологизм.
АНАРТРИЯ (от греч. anarthros нечленораздельный, невнятный) нарушение артикуляции,
приводящее к тяжелому расстройству членораздельной речи. Обычно возникает вследствие поражения
мышц или нервов, участвующих в произношении (см. Дизартрия, Речи расстройства).
АНАФОРА, АНАФОРИЧЕСКОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ (англ. anaphora; от греч. ana подобно
+ phoros
несущий) — употребление местоимения (анафорического слова) вместо ранее
употреблявшегося выражения.
АНГЕДОНИЯ (англ. anhedonia)
— психическое состояние, которое характеризуется общим
отсутствием интереса к жизни, утратой способности наслаждаться, радоваться. Рассматривается как
четкий признак депрессии. А. м. б. следствием соматических заболеваний. Син. агедония.
АНГЛИЙСКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА школа в этнографии (культурной
антропологии), развивавшая идеи эволюции применительно к человеческому сознанию (Э. Б. Тайлор,
Дж. Дж. Фрэзер и др.). При интерпретации явлений «первобытной культуры» (обычаев, верований,
искусства, нравственности и пр. т. н. примитивных народов, т. е. народов, стоящих на низкой ступени
культурного развития), А. а. ш. пришла к выводу о принципиальном тождестве психических процессов
(в частности «операций ума») у первобытных людей и у современного человека. Наличие в
первобытном сознании не свойственных развитому современному сознанию анимистических
представлений А. а. ш. объясняла «неправильным применением» имеющихся и у современного
человека мыслительных приемов (ассоциации идей, принципа причинности, аналогии и др.) в условиях
ограниченного опыта первобытных людей.
Последующие исследования (в т. ч. постоянного оппонента А. а. ш. —
фр. социологической
школы, а также рос. психологов и этнографов) показали, что в А. а. ш. «переоценили» умственные
Hosted by uCoz