Navigation bar
  Print document Start Previous page
 363 of 640 
Next page End  

психологии и культурологической школы «истории духа» В. Дильтей.
Противопоставляя П. как метод
познания в науках о духе методам познания в науках о природе, Дильтей дал чисто семантическую
трактовку П.: «П. простирается от постижения детского лепета до понимания Гамлета или «Критики
чистого разума». В камне, мраморе, звуках музыки, жестах, словах, произведениях искусства, в
поведении, хозяйственных порядках и юридических установлениях выражается один и тот же
человеческий дух, который и требует своего истолкования». П. рассматривается им как процесс
познания 1) внутреннего мира другого на основе внешних знаков (поведения), 2) самого себя на основе
интроспекции и 3) культуры, в т. ч. письменных документов, с помощью искусства интерпретации
(герменевтика,
экзегеза). «Способность понимать действительность, природную и социальную,
понимать др. людей и самого себя, тексты культуры — эта способность лежит в основе существования
человека» (А. А. Брудный, 1998).
П. — это не только метод, но и предмет познания (исследования), причем весьма многоликий.
Разнообразие форм и способов П. в человеческом мире обусловлено реальным многообразием языков и
текстов. Языку движений и действий соответствуют не только операциональные, но и эмоциональные,
и предметные значения; языку образов — предметные и даже беспредметные, иррациональные (напр., в
сновидениях) значения; вербальному языку — концептуальные или понятийные значения; языку
выразительных движений (мимики, пантомимики)
могут соответствовать и операциональные, и
предметные, и концептуальные значения. Их переплетение в талантливой пантомимике вызывает
эмоциональный отклик и порождает эстетические значения. Предметы, утварь, орудия, понимаемые как
текст, прежде всего имеют назначение (функциональное значение). Однако П. их назначения
невозможно без операциональных и предметных значений, складывающихся при их употреблении.
Для того чтобы П. произошло, текст, высказанный или прочитанный на каком-либо языке,
должен быть воспринят, а его значения осмыслены, т. е. переведены на собственный язык смыслов.
Доказать или показать другому, что П. случилось, далеко не просто, что хорошо иллюстрируют, напр.,
недоразумения на экзаменах. Для этого необходимо осуществить обратную процедуру означения
построенных смыслов. Если собрать вместе все попытки истолковать Гамлета, то получится приличная
библиотека, а попытки тем не менее продолжаются. Трудности связаны с тем, что эмоциональные
смыслы и переживания трудно вербализуются, они как бы сопротивляются концептуализации, своему
понятийному оформлению.
В трудах М. М. Бахтина П. литературного текста представлено как сложный и творческий
процесс: «Понимать текст так, как его понимал сам автор данного текста. Но П. м. б. и должно быть
лучшим. Могучее и глубокое творчество во многом бывает бессознательным и многоосмысленным. В
П. оно восполняется сознанием и раскрывается многообразием смыслов. Т. о. П. восполняет текст: оно
активно и носит творческий характер. Творческое П. продолжает творчество». К этому завету
выдающегося мыслителя, проделавшего огромный труд П. гения Достоевского, есть смысл
прислушаться.
П. устной речи возникает уже на 2-м г. жизни. Весьма условно внутри раннего возраста
выделяют этап доречевого (от 1 до 1,5 лет) и этап речевого развития (от 1,5 до 3 лет). На 3-м г. резко
возрастает речевая активность ребенка во время игровой деятельности, в т. ч. и индивидуальной, а
также в процессе общения со взрослым. На 3-4-м г. жизни ребенок вступает во 2-й период вопросов
(возраст «почемучек»), у него впервые пробуждается сознание непонятности того, что он воспринимает,
и зарождается потребность в П. (Дж. Болдуин, С. Л. Рубинштейн).
Продуктивность непонимания
связана с тем, что оно влечет за собой поиск смысла. Точки развития и роста человека (и культуры) как
раз и находятся в дельте понимания-непонимания. (В. П. Зинченко.)
ПОНИМАЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ (нем. Verstehende Psychologie,
англ. understanding
psychology)
— направление в нем. психологии конца XIX — нач. XX в., считавшее главной задачей
психологического исследования не причинное объяснение душевной жизни человека, а понимание ее
интуитивно переживаемой целостности и соотнесение с миром культурно-исторических ценностей.
Идею разработки этого направления выдвинул нем. философ В. Дильтей в своей «описательной»
психологии, утверждавший, что «природу мы объясняем, а душевную жизнь понимаем». В основе идеи
лежало противопоставление наук о природе наукам об обществе (духе), отрицание самой возможности
экспериментальными методами изучать человеческое сознание.
Выступление Дильтея против
экспериментальной психологии как науки встретило решительные возражения со стороны ее передовых
представителей, в частности, Г. Эббингауза, указавшего, что программа П. п. сводится к интуитивному
постижению психики, не имеющему объективных критериев и причинных оснований и тем самым
неизбежно выпадающему из общей системы научного знания о человеке.
Hosted by uCoz