Navigation bar
  Print document Start Previous page
 107 of 302 
Next page End  

он явно искал более длинный «подходящий» третий кубик. Не найдя его —
поскольку в расположенной на столе куче кубиков не было кубика нужного
размера, — он брал два кубика поменьше и строил конструкцию, показанную
на рис. 52.
Рис. 52
Таким образом, мы видим, что решающим здесь является отношение между
расстоянием и длиной третьего кубика. (Один ребенок взял первоначальный
третий кубик, который по сравнению с расстоянием между опорами был
недостаточно длинным, и поместил его между опорами. Кубик упал, но
ребенок снова и снова повторял это действие.)
8. Когда задача была решена, я разрушил мост, взял опоры и поставил их
еще дальше друг от друга, так что предыдущее решение стало невозможным.
Тогда ребенок построил конструкцию, показанную на рис. 53 ¹.
Рис. 53
циональное требование, согласно которому длина кубика должна быть больше расстояния
между опорами. И наблюдая за детьми, можно было видеть, что их поведение определялось
пониманием того, что короткие кубики не «сомкнутся», не обеспечат стабильности и т. д. Не
повторение исходных конкретных элементов, а структурные требования ситуации определяют
поведение.
1
И в этом случае при выборе кубиков для эксперимента нужно внимательно следить за тем,
чтобы такая конструкция не оказалась устойчивой.
118
Если же эта структура случайно оказывалась устойчивой, я увеличивал
расстояние. Ребенок опять сделал эту конструкцию; на этот раз она рухнула.
Ребенок повторил свои действия с тем же результатом.
Я следил за тем, как ребенок изучал свои конструкции и создавал новые,
если рушились прежние. Он осторожно ставил третий кубик на две
перекладины, продолжая его удерживать. Но в тот самый момент, когда
конструкция готова была обрушиться, когда возникала опасность, что
горизонтальные блоки наклонятся и полностью потеряют равновесие, он
неожиданно опять поднимал средний кубик и с некоторым затруднением, но
Hosted by uCoz