Navigation bar
  Print document Start Previous page
 185 of 302 
Next page End  

выигрывать благодаря глупой
205
Это неважно. Для этого мальчика такое решение было не простым делом. Оно
предполагало переход от поверхностной попытки избавиться от затруднения к
продуктивному рассмотрению фундаментальной структурной проблемы ¹.
Какие шаги привели к этому решению? Конечно, когда рассматриваешь
один-единственный случай, фактических оснований для выводов еще очень
мало. Однако попробуем все-таки сформулировать основные пункты.
Сначала А считал центром структуры ситуации свое «я» (рис. 105). В его
мышлении и действиях значение, роль, функция B, игры, затруднений и других
элементов ситуации определялись по отношению к этому центру. В этом
случае В был лишь неким лицом, в котором нуждался А, чтобы играть;
поэтому, отказавшись играть, В
Рис. 105
оказался «нарушителем». Игра была «чем-то таким, где я проявляю свои
способности, где я выигрываю». В представляет собой барьер, стоящий на пути
эгоцентрических побуждений, векторов, поступков А.
А не настаивал на этой односторонней, поверхностной точке зрения. Он
начал понимать, как представлял себе данную ситуацию В (рис. 106). В этой
по-иному центрированной структуре он воспринимал себя как часть, как иг-
рока, который не самым лучшим образом обращается с другим игроком.
ошибке противника. Иногда они даже готовы сотрудничать, чтобы сделать игру более
совершенной.
Вообще говоря, я полагаю, что кооперативных игр творческого характера должно быть
больше, чем игр, основанных на принципе соперничества.
1
Это предложение никоим образом не является разумным в любых условиях. Если бы А
был хулиганом, стремящимся только к тому, чтобы достичь преимущества, желающим любой
ценой добиться победы, даже гордящимся причиненной В болью, то упомянутое предложение
к B не имело бы никакого смысла. В таком случае было бы уместно противоположное —
прекратить игру или потренироваться для настоящей схватки.
206
                         
Рис. 106
         Рис. 107
Hosted by uCoz