Navigation bar
  Print document Start Previous page
 74 of 302 
Next page End  

действия выполняются вместе и требуют одно другого.
81
Это еще более отчетливо проявляется в решении с кольцом: оба края
рассматриваются как соответствующие друг другу; для устранения нарушений
их необходимо соединить. Между ними нет функционального различия,
оба края в равной степени являются нарушениями, которые одновременно
устраняются в результате взаимной компенсации.
Решение посредством разрезания фигуры посередине и перемещения частей
часто очень похоже на это:
получите необходимые прямоугольные края, вертикально разрезая в
каком-нибудь месте фигуру; устраните   мешающие   края,   соединив   их  
вместе (сдвиг).
Тот, кто почувствовал своеобразие таких решений, поймет, что наибольшую
опасность для развития таких удивительных процессов представляет прежде
всего слепое вспоминание, слепое применение чего-то заученного, ста-
рательное выполнение отдельных операций, неспособность увидеть всю
ситуацию в целом, понять ее структуру и ее структурные требования. Хотя у
меня нет достаточных количественных данных на этот счет, мне кажется, что
способность продуцировать творческие процессы часто значительно
уменьшается, когда школьники привыкают к механическому заучиванию.
На рисунках показано направление векторов в ходе такого процесса.
Кратко существенные черты динамики такого процесса мышления состоят в
следующем: столкновение с проблемой; нахождение векторов, которые свя-
заны со структурными особенностями ситуации и определяются ими,
неясность, незавершенность ситуации, тенденция к конкретизации областей
нарушения и тенденция к осуществлению операций по изменению. Ни
положение, ни направление векторов не является случайным. Все
Hosted by uCoz