Navigation bar
  Print document Start Previous page
 73 of 302 
Next page End  

Рис. 31
тельной линией, «связывая» ее с фигурой, и т. д., и таким образом достигают
цели, окончательного результата. Такая процедура по крайней мере вполне
возможна, согласно ассоциативной теории. Я сам не проводил таких экспе-
80
риментов. Однако думаю, что даже достигнутый таким образом
положительный результат будет сильно отличаться от хороших случаев с точки
зрения их последствий, например в отношении забывания или применения.
Конечно, эти замечания с теоретической точки зрения являются крайне
упрощенными. Всестороннее исследование должно включать обсуждение всех
дополнительных гипотез, выдвинутых в рамках ассоциативного подхода,
пытавшегося свести все разумные процессы к совокупности механических,
слепых связей. Все вышесказанное можно рассматривать лишь как намек на
содержащуюся здесь фундаментальную проблему.
34. Выше уже отмечалось, что иногда ученик концентрирует свое внимание
на левом крае параллелограмма и устраняет нарушение, отрезая лишнее, затем
переходит к правому краю, где находится область, которую необходимо
заполнить. В результате ликвидируется нарушение справа и используется
часть, которая была лишней слева.
Такое описание последовательности действий, по-видимому, не является
адекватным отражением того, что происходит в других случаях, когда
испытуемый рассматривает одновременно обе области нарушений, то есть
устраняет нарушения на обоих краях, воспринимая фигуру в целом: то, что
является лишним слева, используется как то, что необходимо справа. Оба
Hosted by uCoz