Navigation bar
  Print document Start Previous page
 101 of 541 
Next page End  

бригады.
Таким образом, был получен ряд выводов об особенностях восприятия и понимания личности и
деятельности мастера в зависимости от социально-демографических и ролевых характеристик
субъектов и объектов оценки.
Оценивая достоинства и недостатки корреляционного исследования, отметим следующее. Такой
тип исследования особенно эффективен тогда, когда речь идет о сборе большого числа данных.
Результаты корреляционного исследования часто служат питательной почвой для идей и гипотез,
которые более детально могут быть изучены экспериментальным путем. Главный недостаток
корреляционного исследования состоит в том, что оно не позволяет окончательно определить причину
взаимосвязи между двумя переменными. При проведении эмпирического исследования, кроме знания
силы и направления взаимосвязи, крайне ценной является информация о том, какая именно переменная
вызвала изменения другой.
Экспериментальное исследование направлено на то, чтобы выявить взаимосвязь причины и
следствия. Исследователь, проводящий эксперимент, манипулирует какой-либо переменной,
предъявляемой испытуемым, и затем наблюдает этот эффект применительно к другой переменной, с
которой не производится никаких манипуляций. Переменная, которой манипулируют, называется
независимой переменной.
Именно она подвергается экспериментальной проверке как возможная
причина изменений, которые могут произойти с другой переменной. Другая переменная, которая
изменяется, рассматривается как эффект манипулируемых изменений с независимой переменной и
называется зависимой переменной.
После того как испытуемые подверглись воздействию независимой
переменной, исследователь каким-либо образом собирает информацию об их поведенческих и
вербальных реакциях, чтобы определить, влияет ли эта переменная предполагаемым образом на
независимую переменную. Если это именно так, исследователь может на экспериментальной основе
заключить, что независимая переменная является причиной изменений зависимой переменной.
В качестве примера обратимся к исследованию Семеновой, проведенному в студии телевидения
и посвященному выявлению роли социального статуса коммуникатора на восприятие информации
реципиентами. Задача эксперимента состояла в том, чтобы установить характер влияния социального
статуса коммуникатора (независимая переменная) на отношение к его сообщению (зависимая
переменная). Данный эксперимент по своей форме носил естественный характер. На телестудию были
приглашены желающие совершить экскурсию. До ее начала этим людям (без специального
предупреждения, под удобным предлогом) показывалась видеозапись экспериментального выпуска
«Теленовостей». Экскурсанты полагали, что смотрят передачу, транслируемую в эфир. Одно из
сообщений выпуска, а именно информацию о спуске нового судна, читал диктор студии в гриме, но
перед каждой новой группой экскурсантов его представляли по-разному: то в качестве ученого, то в
качестве журналиста, то как генерального конструктора завода, то как бригадира отличившейся
бригады. Грим во всех случаях был одинаков. Постоянным оставалось и содержание сообщения.
Численность экспериментальных групп колебалась от 20 до 30 человек. Всего выборка испытуемых
насчитывала 667 человек (из них мужчин — 291, женщин — 376). В состав испытуемых входили
рабочие, служащие, инженерно-технические работники, интеллигенция. После просмотра выпуска
«Телевизионных новостей» испытуемым объясняли истинную цель их приглашения на студию и
предлагались анкеты для заполнения.
Полученные данные подтвердили предположение о том, что социальный статус коммуникатора
оказывает влияние на отношение испытуемых к его сообщению. Во-первых, на признание значимости
для испытуемых того или
иного социального статуса коммуникатора влияет близость социальных
категорий коммуникатора и аудитории. Так, для рабочих высокозначимым оказалось сообщение
«бригадира», для интеллигенции — сообщение «ученого». Для рабочих, служащих и частично
инженерно-технических работников более велико влияние социального статуса коммуникатора на
формирование определенного (в данном случае положительного) отношения к содержанию сообщения.
Среди лиц этих категорий наблюдается совпадение интереса к сообщению и его одобрения со
значимостью социального статуса коммуникатора. Результаты корреляционного анализа показали, что в
ряде случаев между оценками коммуникатора и запоминанием переданной им информации отмечается
тесная связь (коэффициент корреляции r
s
порой доходит до +0,88). Эти данные позволили также
вывести заключение, важное для практики, а именно: у определенной части аудитории посредством
выбора коммуникатора можно вызывать соответствующее отношение к передаваемой им информации.
Главное преимущество лабораторного эксперимента состоит в том, что обе переменные могут
быть хорошо проконтролированы. Если эксперимент проведен с надлежащей точностью, то любое
Hosted by uCoz