Navigation bar
  Print document Start Previous page
 152 of 541 
Next page End  

незавершенных и завершенных действий, известные больше как «эффект Зейгарник» — по фамилии
русской ученицы Левина Зейгарник, которая по возвращению из Берлина стала одним из пионеров
патопсихологии в Советской России.
После прихода к власти в Германии фашизма основатели гештальт-психологии эмигрировали в
США. Здесь теоретические исследования не получили значительного развития. Только Левин, который
увлекся социальной психологией и ввел понятие групповой динамики, применимое как к
индивидуальному, так и групповому поведению, развил свою теорию поля введением дополнительной
категории — социальное поле, и создал свою школу в Америке. В прикладном аспекте его группы
социально-психологического тренинга стали предшественниками групп разрешения конфликтов, столь
популярных в 60-70-е гг.
В 30-х гг. продолжались исследования по проблеме соотношения мозга и психики. Однако
попытки непосредственной локализации самых сложных психических функций в ограниченных
участках мозга сопровождались получением такого обширного материала, что в 1934 г. немецкий
психиатр Клейст, изучавший главным образом нарушения высших психических функций вследствие
военных травм головного мозга, составил локализационную карту мозга, в которой связал отдельные, в
том числе и социально обусловленные
функции, с деятельностью конкретных участков коры
(наибольшую известность получила цитоархитектоническая карта коры мозга Бродмана, построенная на
основании гистологических исследований, проведенных еще в начале века и включавшая десятки
участков, имеющих различное строение).
Существенный вклад в исследования по проблеме локализации функций был внесен Павловым,
разработавшим учение о динамической локализации функций, об образовании в коре головного мозга
«динамических стереотипов», о мозговой изменчивости в пространственной приуроченности
возбудительных и тормозных процессов. В его работах формулируются и обосновываются
представления о первой и второй сигнальных системах, выдвигается и разрабатывается понятие об
анализаторах, их ядерной и периферических частях. Не меньшее значение имеют и исследования
морфологии мозга и его рефлекторного функционирования, проведенные в начале века организатором и
первым директором двух крупнейших научных учреждений — Психоневрологического института и
Института по изучению мозга — Бехтеревым.
Среди зарубежных исследований первой половины XX в., способствующих пониманию роли
мозга в психических процессах, наибольшую известность получили работы английского физиолога
Шеррингтона и канадского нейрохирурга Пенфилда.
Глубинная психология начала свой путь развития с психоанализа Фрейда, который разработал
свою собственную, отличную от традиционной, методологию, основанную на выявлении особенностей
переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами. Фрейд предложил
своеобразную психологическую технику — метод свободных ассоциаций. Целью метода было
возвращение в сознание вытесненных представлений и переживаний, которые могли быть причиной
невротических расстройств или аномального поведения пациента. Фрейд тщательно занимался
самоанализом и многие его теоретические рассуждения основывались на собственных невротических
расстройствах. Он предпринял работу по самоанализу, чтобы лучше постичь себя и понять своих
пациентов. Основным средством самоанализа Фрейд считал анализ сновидений и в 1900 г. обобщил
свой опыт в книге «Толкование сновидений», которая и сегодня считается одной из главных его работ.
В 1901 г. Фрейд опубликовал книгу «Психопатология обыденной жизни», где высказал предположение
о том, что бессознательные идеи, конкурируя между собой за прорыв в сознание, оказывают
существенное влияние на мысли, поступки и действия человека, изменяя их. В 1902 г. к Фрейду
обратилась группа студентов, в том числе Адлер и Юнг, с просьбой руководить еженедельным
семинаром по проблемам психоанализа. Так возникла психоаналитическая школа Фрейда, которая
создала
основные теоретические предпосылки для формирования одного из трех доминирующих
направлений современной психологии и психотерапии — динамического направления, объединяющего
в себе большое число теорий, опирающихся на концепцию бессознательного. Фрейд стал первым
теоретиком, указавшим на важность исследования детства для понимания природы психики человека.
В 1911 г. из-за теоретических расхождений Фрейдовское общество покидает один из любимых
учеников Фрейда Адлер — основатель индивидуальной психологии. В 1914 г. от Фрейда отошел и
швейцарский психиатр Юнг, которого он считал своим духовным сыном и наследником
психоаналитической школы. Юнг разработал собственную аналитическую психологию.
Помимо индивидуальной психологии Адлера и аналитической психологии Юнга психоанализ
Фрейда явился истоком для обширного течения в психологии, возникшего в 30-х гг. XX в. —
Hosted by uCoz