Navigation bar
  Print document Start Previous page
 164 of 541 
Next page End  

отношение к пациенту или исследуемому человеку как к целостной личности с учетом всей ее
сложности и всех индивидуальных особенностей. Следует различать личностный и индивидуальный
подходы. Последний — это учет конкретных особенностей, присущих данному человеку в данных
условиях. Он может реализоваться как личностный подход или как изучение отдельно взятых
индивидуально-психологических или соматических качеств.
Творогова, рассматривая вопросы конкретно-научной методологии в психологии, дополнительно
акцентирует внимание на принципах активности (поведение человека в заданной ситуации
определяется не только ее условиями, но и в значительной мере отношением человека к ситуации) и
системности (развитие всего многообразия психических свойств человека не может основываться на
одном источнике, например, биологическом или социальном; системный подход предполагает
многообразие источников и движущих сил, как психического развития, так и психических расстройств
в их взаимосвязи).
Подчеркивая значение методологических проблем в клинической психологии, Мясищев писал:
«Чем более важны и ответственны проблемы здоровья и болезней человека, тем более необходимо
серьезное обоснование методологической стороны и основы медицинской психологии, сложность и
трудность которой возрастает вследствие сочетания в проблеме медицины и психологии».
Основные задачи и общие принципы психологического исследования в клинике. Общей
задачей клинического психолога в лечебно-профилактических учреждениях является его участие в
проведении патогенетической и дифференциальной диагностики различных болезней, лечении и
социально-трудовом приспособлении больных. Конкретные задачи могут быть определены следующим
образом: участие в решении задач дифференциальной диагностики; анализ структуры и установление
степени психических нарушений; диагностика
психического развития и выбор путей
общеобразовательного и трудового обучения и переобучения; характеристика личности и системы ее
отношений; оценка динамики нервно-психических нарушений и учет эффективности терапии, решение
экспертных задач, участие в психокоррекционной, психотерапевтической и реабилитационной работе с
больными.
В зависимости от конкретных условий деятельности клинического психолога, помимо
перечисленных выше, перед ним могут возникнуть и другие задачи. Так, он может участвовать в
психокоррекционной и психотерапевтической работе с ближайшим окружением больного (например, в
проведении семейного консультирования и семейной психотерапии), в решении широкого круга
психогигиенических и психопрофилактических задач, в пропаганде психологических знаний среди
медицинских работников.
Необходимо также подчеркнуть условный характер разделения задач, решаемых клиническим
психологом. Очевидно, что решение вопросов дифференциальной диагностики, экспертных задач
требует как анализа структуры и установления степени нервно-психических расстройств, так и
характеристики личности и системы ее значимых отношений и т. д.
Современная клиническая психология располагает большим арсеналом методов исследования.
Большей частью эти методы заимствованы из общей психологии, часть из них создана в клинической
психологии как собственно клинико-психологические приемы. Условно все методы психологии могут
быть разделены на нестандартизированные и стандартизированные. Нестандартизированные методы,
представленные прежде всего набором так называемых патопсихологических методик (Зейгарник, С. Я.
Рубинштейн, Поляков), отличаются «прицельностью», направленностью на определенные виды
психической патологии, и выбор их осуществляется индивидуально для конкретного испытуемого.
Создаются эти методики для изучения конкретных видов нарушения психической деятельности. В
условиях психологического эксперимента они избирательно используются для выявления особенностей
психических процессов в соответствии с поставленной задачей, в частности дифференциальной
диагностики.
Психологическое заключение основывается при этом не столько на учете конечного результата
(эффекта) деятельности больного, сколько на качественном, содержательном анализе способов
деятельности, характерных особенностей самого процесса выполнения работы в целом, а не отдельных
заданий. Важными являются учет отношения больного к исследованию, зависимость формы
предъявления задания от состояния испытуемого и уровня его развития. Лишь при таком построении
эксперимента может быть в полной мере реализовано требование к психологическому исследованию —
выявление и сопоставление структуры как измененных, так и оставшихся сохранными форм
психической деятельности. Очевидно, что проведение психологического
эксперимента, построенного
на отмеченных выше принципах, требует особенно высокой квалификации клинического психолога.
Hosted by uCoz