Navigation bar
  Print document Start Previous page
 20 of 541 
Next page End  

изменчивого поведения, соответствующего изменившимся условиям среды. С появлением и развитием
центральной нервной системы появляется новая форма психического отражения —
стадия
перцептивной (воспринимающей) психики. Характерной особенностью психического отражения на этой
стадии является
способность к формированию целостного образа. На этой стадии для
животных
доступно одновременное отражение нескольких раздражителей и их синтезирование в образ предмета,
благодаря чему создается предметное отражение. Появляются представления и возможность
отсроченных реакций. Наряду с инстинктивными формами поведения появляются индивидуально
приобретенные формы поведения — навыки. Навык — это цепь отобранных и заученных движений,
ведущих к цели. С целью выработки навыка животное (чаще всего кошка) помещалось в клетку, так
называемый «проблемный ящик». Для того, чтобы получить приманку, животному необходимо
выполнить какое-либо действие: нажать на рычаг, отодвинуть задвижку и т. п. Животное решает задачу
путем проб и ошибок, то есть путем отбора из двигательного хаоса и закрепления движений,
приводящих к успеху. Нахождение решения носит случайный характер. После закрепления навык
может воспроизводиться многократно и животное решает задачу сразу без предварительных проб и
ошибок. Отличие навыков или «инструментальных условных рефлексов» от классических условных
рефлексов,
примененных Павловым, заключается в том, что успех животного определяется активным
характером его действий.
Необходимо отметить, что ярко выраженные навыки впервые появляются лишь у животных,
имеющих кору больших полушарий.
Психика большинства позвоночных животных остается на этой стадии развития, но наиболее
высокоорганизованные, в частности, приматы, поднимаются еще на одну ступень, у них возникают
новые формы поведения, которые обозначают как интеллектуальное поведение.
Стадия интеллекта, или ручного мышления. Переход на эту стадию развития психики
сопровождается существенным прогрессом в развитии центральной нервной системы: у обезьян
увеличивается масса мозга до 350,0—400,0, дифференцируются клетки мозговой коры, увеличивается
количество борозд и извилин, развиваются лобные доли.
Психическое отражение характеризуется тем, что животное отражает не просто целостные
предметы, но наглядные связи, отношения между предметами, находящимися в его зрительном поле,
увеличивается прочность памяти — длительность сохранения следов образной памяти у обезьян
достигает 16—48 ч (для сравнения: у крысы — 10 сек, у собаки — 10 мин).
Изучение поведения обезьян, при решении ими задач (например, доставание приманки,
находящейся на недосягаемом расстоянии), показало, что оно принципиально отличается от поведения
других животных по нескольким параметрам. Во-первых, решение приходит не в результате проб и
ошибок, а в результате оценки наглядной ситуации и внезапного нахождения решения, так называемой
реакции озарения или ага-реакции. Во-вторых, имеется широкий перенос найденных решений в
похожую ситуацию. И, наконец, обезьян отличает орудийная деятельность (то есть они используют
орудия, например, палки, ветки для того, чтобы достать добычу) и способность к решению двухфазных
задач. При этом первая фаза представляет собой подготовку к решению и не направлена на цель
действия (добычу), а может являться, например, соединением двух палок с целью удлинения или
подготовкой прутика для открывания защелки. И лишь после этого, на второй фазе, действие
направляется непосредственно на цель (например, удлиненной палкой достается приманка). Вместе с
тем, инстинкты и навыки также играют большую роль в поведении антропоидов.
Таким образом, интеллектуальное поведение человекообразных представляет собой ту верхнюю
границу развития психики животных, за которой начинается история развития человеческого сознания.
Отличительные признаки сознания. С точки зрения современной науки и ее основных
методов, происхождение сознания можно понять только как гигантский качественный скачок,
качественное преобразование процесса отражения. Сознание возникло благодаря качественно новому
способу деятельности — труду. Возникновение
и развитие труда привело к дальнейшему развитию
мозга и органов чувств. Мозг человека по объему в 3 раза превосходит мозг антропоидов. Отношение
веса мозга к весу тела у человека 1:35, в то время, как у антропоидов 1:200, увеличивается количество
нейронов от 3-5 млрд. у антропоидов до 15-17 млрд. у человека. Усложняется строение мозга,
появляются центры речи, усиливается кортикализация функций.
Чем отличается сознательная деятельность человека? Первое отличие заключается в том, что
деятельность животных может осуществляться только по отношению к предмету жизненной,
биологической потребности. Сознательная деятельность человека не всегда и не обязательно связана с
биологическими мотивами, а зачастую даже противоречит им. У человека то, на что направлена
Hosted by uCoz