Navigation bar
  Print document Start Previous page
 209 of 541 
Next page End  

является то, что если ребенка с младенчества жестко переучивать с левой руки на правую, то возникает
значительная задержка развития вторичных (речевых) зон в субдоминантном для левши полушарии,
поскольку в нем отсутствует «аппарат» первичной соматотопической проекции первичных
кинестетических зон, над которыми могли бы надстроиться вторичные зоны. Задержка формирования
вторичных зон второго функционального блока и приводит к задержке речевого развития ребенка-
левши.
Нейропсихологические синдромы полимодального генеза
Рассматриваемые ниже варианты психической патологии, вызываемые локальными
поражениями мозга, из-за сложности этиологии, могут анализироваться под двумя углами зрения — и
как производные речевых расстройств, и как результат дефектов со стороны гностических мозговых
аппаратов.
Алексия (дислексия) (R48.0) расстройство чтения; у детей стойкая избирательная
неспособность овладеть навыком чтения при достаточном уровне интеллектуального и речевого
развития в оптимальных условиях обучения и при отсутствии нарушений слухового и зрительного
анализаторов. Основным нарушением является неспособность овладеть слогослиянием и
автоматизированным чтением целых слов, что может сопровождаться недостаточным пониманием
прочитанного. Среди ведущих причин дефектов письма и чтения фигурируют левшество или
амбидекстрия («равнорукость»), приводящие не только к изменениям ориентировки в сторонах тела, но
и во внешнем пространстве; нарушения запоминания и воспроизведения временной последовательности
событий; нарушения сканирующих движений глаз; аномально медленное функционирование некоторых
клеточных систем (из-за малых размеров соответствующих нейронов), отвечающих за формирование
быстродвигающихся низкоконтрастных образов, что может иметь отношение не только к зрительной,
но и слуховой системе. Таким образом, дислексии могут быть обусловлены дефектами
«фонематического», оптического и оптико-гностического, пространственно-апрактического, моторного,
мнестического и семантического факторов. Выделяют две основные формы первичной алексии,
связанные с локальными поражениями определенных участков мозга — агностическую (литеральную)
и вербальную. Вторичные алексии достаточно часто развиваются при различных вариантах афазий и
зависят от их формы.
Агностическая алексия возникает при очагах в основании левой затылочной доли, часто с
захватом прилежащих отделов височных и теменных областей и сопровождается нарушением
узнавания отдельных букв. Больные путают буквы, сходные по начертанию, затрудняются в подборе
одинаковых букв разных шрифтов (печатных, прописных, стилизованных, заглавных), то есть
утрачивают способность к обобщенному восприятию буквы. Нередко нарушается чтение
арифметических знаков. Иногда больные с задержками и паузами могут прочесть слова, написанные
крупными печатными буквами, узнавая их по рисунку, но при этом стиль чтения остается
«малограмотным». Письмо у больных с агностической алексией, как правило, сохранено, но прочесть
то, что они сами написали, не могут. Перестав быть значимой графемой, буква превращается в
«иероглиф», который при списывании срисовывается или копируется.
Вербальная (аграфическая) алексия возникает при поражении теменной доли (угловой
извилины) левого полушария, но очаг может смещаться и в сторону затылочной доли. Узнавание
отдельных букв сохранено или нарушено мало, но утрачено чтение слогов, целых слов и фраз (дефект
симультанности). К этой симптоматике присоединяются расстройства письма. Больные пытаются
компенсировать дефект узнавания домысливанием непрочитанных частей, поэтому иногда смысл фраз
понимается верно, хотя само чтение сопровождается ошибками. При попытке написать заданную букву
— чертят прямые или кривые линии, штрихи или удачно воспроизводят только какой-то ее элемент.
Аграфия (дисграфия) (R48.8) нарушение способности правильно по форме и смыслу писать.
Встречается как составная часть амнестических и апраксических расстройств (R48.2), а также при
различных вариантах афазий (R47.0). Нейропсихологический анализ письма, проведенный как Лурия,
так и современными зарубежными исследователями, показывает, что в функциональную систему
письма входят следующие компоненты: 1) процессы переработки слухоречевой информации (звуковой
анализ услышанного, слухоречевая память); 2) дифференциация звуков на основе кинестетической
информации; 3) актуализация зрительных образов букв; 4) ориентация
элементов буквы, строки в
пространстве; 5) кинетическое программирование графических движений; 6) планирование, реализация
и контроль акта письма; 7) поддержание рабочего состояния, активного тонуса коры.
Hosted by uCoz