Navigation bar
  Print document Start Previous page
 22 of 541 
Next page End  

носить как актуальный, так и потенциальный характер. Например, хранящиеся в памяти знания, не
участвующие в процессах настоящего, не являются актуально сознательными. Даже у вполне развитого
человека основной запас опыта хранится за пределами непосредственного контроля сознания. Человек
испытывает все физиологически доступные воздействия, но не все они становятся фактом сознания.
Психика является достоянием всех видов животных, сознание же присуще только человеку, да и то не
во всяком состоянии. Сознание отсутствует у новорожденных, у некоторых категорий душевно
больных, у человека в состоянии сна. Таким образом, в психической сфере человека помимо сознания
существует огромная сфера неосознаваемого психического.
В науке до сих пор нет окончательного определения бессознательного. Одни авторы определяют
бессознательное как психические процессы, которые осуществляются без контроля сознания,
непроизвольно. Другие считают бессознательное основным регулятором внутренних функций и
поведения в целом. Третьи рассматривают бессознательное как патологическое состояние психики.
Все теории бессознательного можно условно разделить на 2 группы. Первая исходит из
признания бессознательного как определенной степени интенсивности сознания, основываясь на
непрерывности психической жизни (Лейбниц, Сеченов, Узнадзе). Другая группа теорий рассматривает
бессознательное, как нечто отличное от сознания, как самостоятельный источник активности психики
(Гартман, Шопенгауэр, Фрейд).
Идеи бессознательного как определенной динамики человеческой психики давно существуют в
философии и психологии. Одним из первых эту идею сформулировал немецкий философ Лейбниц. На
основе теории дифференциальных исчислений, которую он создал параллельно с Ньютоном, он открыл,
что в психической жизни существуют бесконечно малые величины, которые только путем усложнения
превращаются в явления сознания. В своем философском труде «Новые опыты о человеческом разуме»
он заложил основы теории сознания. Большой вклад в изучение бессознательного внес французский
психолог и клиницист Жане, собравший большое количество клинических и экспериментальных
фактов, которые показывали возможность раздвоения личности. На основе этого он делает вывод о том,
что психические функции не связаны только с сознанием, некоторые явления могут не осознаваться. К
такому же выводу приходит и Сеченов. В своей работе «Рефлексы головного мозга» он критикует точку
зрения, согласно которой психика только сознательна, и ясно показывает, что, если по своим
механизмам психическая деятельность представляет работу головного мозга, надо считаться с тем, что
процессы рефлекторной деятельности как деятельности отражательной есть переход от анализа к
синтезу, процесс постепенного образования
ассоциаций. Когда маленький ребенок еще только
накапливает опыт, его сознание кратковременно, а психические функции прерывны. Прослеживая
процесс постепенного усложнения мозга ребенка, Сеченов считает, что одним из доказательств того,
что психическая деятельность является сознательной только в своих высших проявлениях, является
онтогенетическое доказательство. Второе доказательство исходит из исследования каждого отдельного
рефлекторного акта, в котором сознание является конечным продуктом. Процесс становится
сознательным, а не является таковым с самого начала.
С позиций целостности психики и единства человеческой личности к проблеме бессознательной
жизни подходил Узнадзе. Он долгое время занимался исследованием установки и выявил, что в
психической деятельности человека имеется две стороны: актуальная и потенциальная. Одна сторона —
это реальное, актуальное действие, акт. Другая — потенциальное, скрытое состояние готовности к
действию, которое не осознается, но влияет на характер психического процесса, ни одна деятельность
не начинается с пустого места. Эту потенциальную готовность к деятельности, которая содержит
предпосылки, определяющие характер и направление деятельности, Узнадзе назвал установкой.
Он
выявил феномен установки в гипнотическом и постгипнотическом состояниях, на взрослых и детях и
пришел к выводу, что установка не является актом сознания. Следовательно, считал он, незачем
употреблять термин бессознательное, когда есть установка. Однако установка не исчерпывает всех
видов неосознаваемой психической деятельности.
Вторая группа концепций в трактовке бессознательного психического берет свое начало от работ
французской социологической школы, в частности, одного из ее представителей Дюркгейма. В своих
работах «Правила социологического метода», «Индивидуальные и коллективные представления»
Дюркгейм пытается объяснить двойственность сознания человека. С его точки зрения общество — это
только среда, то есть совокупность внешних условий, к которым человек должен приспособиться,
чтобы выжить. Общество чуждо человеку, его истинной природе. В человеке образуются как бы 2
инстанции: 1-й слой — социальный, внешний, наружный — сознательное; 2-й — биологическая
сущность, инстинкты, влечения — бессознательное, которое представляет ядро психики. Поскольку, с
Hosted by uCoz