Navigation bar
  Print document Start Previous page
 236 of 541 
Next page End  

отдельному методу, существенно отличается и основывается в случае применения
стандартизированных методов, главным образом, на количественной оценке, которая сопоставляется с
оценками, полученными ранее на соответствующей выборке больных с патологией психики и на
здоровых испытуемых. Стандартизированные методы, кроме унификации самих заданий, должны быть
нормализованы, то есть иметь шкалу оценок (норм), созданную на основе эмпирического
предварительного исследования; должны обладать вычисленной степенью устойчивости результатов
(надежности) и с достаточной точностью оценивать состояние определенных характеристик
психической деятельности (память, внимание и др.) — иметь необходимый коэффициент валидности.
Принципы индивидуализации в выборе методов при использовании стандартизированных их
видов не могут применяться столь же гибко, как при нестандартизированных. Этому в известной мере
препятствует жесткая запрограммированность таких методов как в отношении типа и
последовательности предъявляемых заданий, так и в оценке полученных данных. С другой стороны,
такая организация эксперимента заключает в себе и определенные
преимущества, обеспечивая
возможности сравнения результатов. Стандартизированные методы оказываются также более
адекватными для решения диагностических задач в условиях дефицита времени, при массовых
обследованиях и при необходимости групповой оценки испытуемых. В связи с задачами клинической
диагностики тесты должны всегда применяться в комплексе с другими методами. Это дает возможность
использовать индивидуальный, клинический контроль, помимо контроля валидности на основе
коэффициента, рассчитанного при создании теста. Следует с большей осторожностью относится как к
«нормам», так и к коэффициентам валидности, рассчитанным не на той популяции, к которой
принадлежит испытуемый, что часто встречается при использовании зарубежных тестов без их
надлежащей адаптации. Более того, хорошо известно, что и сами задания и нормы с течением времени
теряют свою адекватность и нуждаются в периодической проверке.
Дифференцированное применение стандартизированных тестов и нестандартизированных
методов психологической диагностики может оказаться эффективным. Это можно пояснить на примере
использования так называемых проективных методов, как стандартизированных, так и
нестандартизированных. Они основаны на предъявлении испытуемому малоструктурированного,
перцептивно неоднозначного материала, который интерпретируется испытуемым в аспекте его
предыдущего жизненного опыта и ожиданий, с точки зрения актуальной системы отношений,
потребностей, ценностных ориентаций. Это позволяет психологу прийти к соответствующим
заключениям об особенностях психики больного, его личности и значимых отношениях. В частности,
порядок предъявления заданий и анализа результатов по проективному методу составления
испытуемым рассказов по заданным ключевым словам или по рисункам с неопределенным
содержанием (по типу ТАТ) могут быть гибко индивидуализированными в зависимости от
поставленной диагностической задачи, например, в целях выявления скрытых бредовых переживаний,
диссимулируемых суицидальных тенденций и т. п. В то же время, для выяснения структуры отношений
больных в психокоррекционной группе целесообразно применение стандартизированных методов.
Следует учитывать, что практически все нестандартизированные методы могут быть
стандартизированы, а большинство субтестов, входящих в стандартизированные методы, можно
использовать в нестандартизированном варианте для качественного анализа обнаруживаемых
особенностей психической деятельности.
Кроме патопсихологических методов, для решения диагностических задач, особенно в
неврологической, нейрохирургической, гериатрической и детской практике, применяются
нейропсихологические методы. Они направлены на исследование особенностей речи, зрительного,
слухового и слухо-речевого гнозиса; помогают выявить особенности нарушений кратковременной и
долговременной
памяти (модально-специфические расстройства), при которых преобладает патология
памяти определенной модальности — зрительной, тактильной, слуховой и слухо-речевой. Наиболее
распространены нестандартизированные варианты нейропсихологических методов, но применяют и
стандартизированные (Вассерман).
При выборе психологических методов необходимо учитывать следующее.
1. Если целью исследования является дифференциальная диагностика (в зависимости от
предполагаемых заболеваний), определение глубины психического дефекта, изучение эффективности
терапии, то выбор методов определяется особенностями предполагаемого нарушения. Для
многократных исследований в ходе лечения избирают методы, располагающие значительным
количеством равных по трудности вариантов заданий.
2. Важно принимать во внимание образование больного и его жизненный опыт. Например,
Hosted by uCoz