Navigation bar
  Print document Start Previous page
 317 of 541 
Next page End  

Психологическая коррекция. Термин «психологическое (клинико-психологическое)
вмешательство» широко распространен в зарубежной литературе, у нас используются еще редко. Более
употребительным является термин «психологическая коррекция». Психологическая коррекция
представляет собой направленное психологическое воздействие на определенные психологические
структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида. Термин
«психологическая коррекция» получил распространение в начале 70-х гг. прошлого века. В это время
психологи стали активно работать в области психотерапии, прежде всего, групповой. Дискуссии о том,
может ли психолог заниматься лечебной (психотерапевтической) работой, носили преимущественно
теоретический характер, потому что на практике психологи не только хотели, могли и успешно
реализовывали эту возможность, но и были в то время более подготовлены к такого рода деятельности,
особенно в качестве групповых психотерапевтов. Но поскольку психотерапия является лечебной
практикой, а ею по закону может заниматься только лицо, имеющее высшее медицинское образование,
то распространение термина «психологическая коррекция» было направлено на преодоление
этой
ситуации: врач занимается психотерапией, а психолог — психологической коррекцией. Появились
также и другие термины: «неврачебная психотерапия», «внеклиническая психотерапия»,
«психологическая психотерапия». За рубежом более употребительным обозначением деятельности
психолога в области психотерапии стал термин «психологическая психотерапия», в нашей стране —
«психологическая коррекция». Однако вопрос о соотношении понятий «психотерапия» и
«психологическая коррекция» остается открытым и в настоящее время, можно лишь указать две
основные точки зрения.
Одна из них заключается в признании полной идентичности понятий «психологическая
коррекция» и «психотерапия», однако при этом не учитывается, что психологическая коррекция как
целенаправленное психологическое воздействие реализуется не только в медицине (где можно указать
по меньшей мере три основные области ее применения: психопрофилактика, собственно лечение —
психотерапия и реабилитация), но и в других сферах человеческой практики, например, в педагогике,
организации труда. Даже обыденное человеческое общение может содержать в большей или в меньшей
степени целенаправленно используемую психологическую коррекцию. Другая точка зрения основана на
том, что психологическая коррекция преимущественно призвана решать задачи психопрофилактики на
всех ее этапах, особенно при осуществлении вторичной и третичной профилактики. Однако такое
жесткое ограничение сферы применения в медицине психологической коррекции представляется в
известной степени искусственным. Во-первых, если подобные представления оказываются более или
менее убедительными в отношении соматических заболеваний, то в области неврозов (F40-F48)
полностью развести понятия «психологическая коррекция» и «психотерапия», «лечение» и
«профилактика» не удается. Невроз — это заболевание в динамике, и не всегда можно отделить
состояние предболезни от собственно болезни, а сам процесс лечения в значительной степени включает
в себя и вторичную профилактику. Во-вторых, в настоящее время в системе восстановительного
лечения различных заболеваний все шире реализуется комплексный подход, учитывающий наличие в
этиопатогенезе биологического, психологического и социального факторов, каждый из которых
нуждается в лечебных или корригирующих воздействиях, соответствующих его природе. Если
психологический фактор при том или ином заболевании выступает как один из этиологических, то его
коррекция в значительной степени совпадает с содержанием психотерапии — одного из компонентов
лечебного процесса. Определить общую схему соотношения психологической коррекции и
психотерапии вне конкретной нозологии практически невозможно. Значение психологического фактора
в этиопатогенезе того или иного заболевания обусловливает направленность методов психологической
коррекции на решение собственно лечебных (психотерапевтических)
задач и позволяет рассматривать
методы психологической коррекции как методы психотерапии.
Таким образом, задачи психологической коррекции могут существенно варьировать от
направленности на вторичную и третичную профилактику основного заболевания и первичную
профилактику возникающих в качестве его последствий вторичных невротических расстройств при
соматической патологии, до практически полной идентичности задачам психотерапии при неврозах (во
всяком случае, в рамках различных психотерапевтических систем, направленных на личностные
изменения). Однако и психопрофилактика не ограничивают свою практику лишь методами
психологической коррекции, что еще раз указывает на разноуровневый, динамический характер
соотношения задач и методов психологической коррекции и психопрофилактики, которые
взаимопересекаются.
Об обоснованности использования понятия «психологическая коррекция» наряду с понятием
Hosted by uCoz