Navigation bar
  Print document Start Previous page
 328 of 541 
Next page End  

против этого инстинкта». Сознательный компонент —
это нормы, правила, запреты, требования,
существующие в обществе и являющиеся элементами Супер-Эго. Бессознательный компонент —
первичные, инстинктивные потребности и влечения, составляющие содержание Ид. Вытесненные в
бессознательное, они не теряют своего энергетического потенциала, а, напротив, сохраняют и даже
усиливают его, и далее проявляются либо в социально приемлемых формах поведения (сублимация), а
если это невозможно или недостаточно, то в виде невротических симптомов. Таким образом, невроз —
это следствие конфликта между сознательным и бессознательным, которое образуют вытесненные под
влиянием моральных норм, правил, запретов, требований первичные, биологические потребности и
влечения, прежде всего, сексуальные и агрессивные. Однако различные представители психоанализа
по-разному понимают содержание бессознательного и, следовательно, содержательную сторону
невротического конфликта. Для Фрейда — это сексуальные и агрессивные импульсы и их конфликт с
сознанием.
Можно привести и другие примеры взглядов представителей этого направления на природу
невротических нарушений. Однако для всех представителей психоанализа характерно представление о
неврозе как конфликте между сознательными и бессознательными потребностями и тенденциями. При
этом потребности и тенденции могут пониматься по-разному.
Психотерапия. Исходя из представлений об организации и механизмах функционирования
психики и возникновения неврозов, Фрейд разработал соответствующий этому лечебный метод.
Ключевыми понятиями психоанализа как психотерапевтической системы являются свободные
ассоциации, интерпретация, перенос и сопротивление. По этому поводу Фрейд писал: «Предположение
о бессознательных психических процессах, признание теории подавления и сопротивления, детской
сексуальности и эдипова комплекса образуют главные элементы психоанализа и базисные предпосылки
этой теории. Никто не может считать себя психоаналитиком, если он не признает их». Конечно,
психоанализ как терапевтическая система за прошедшие годы претерпел существенное развитие и
изменения.
Основные положения психоаналитического наследия,
имеющие значение для понимания
теории и практики психоаналитического лечения формулируются следующим образом: 1) интерес к
многообразию инстинктивных импульсов человека, их выражению, трансформации, подавлению,
посредством которого удается избежать болезненных чувств и переживаний, неприятных мыслей,
желаний и воздействий сознания; 2) уверенность в том, что подобное подавление главным образом
сексуальное — подавляются сексуальные импульсы: мысли, чувства и желания, а корни болезни
заключаются в неверном психосексуальном развитии; 3) представления о том, что неверное
психосексуальное развитие происходит из конфликтов и травм раннего прошлого, детства, особенно из
эдипова комплекса; 4) уверенность в сопротивлении выявлению этих тенденций, в том, что у человека
есть конфликты, но он этого не осознает; 5) представления о том, что мы в основном имеем дело с
психической борьбой и переживаниями биологических внутренних импульсов и инстинктов человека, а
также представления о защитной роли Эго в отношении Супер-Эго; 6) приверженность концепции
психического детерминизма или каузальности, согласно которой мыслительные процессы, или формы
поведения не являются случайными, а связаны с событиями, которые им предшествовали, и пока эти
события не станут осознанными, они помимо воли будут проявляться и определять мысли, чувства и
поведение человека.
Исходя из того, что невроз (F40-F48) является результатом конфликта между бессознательным и
сознанием, основная задача психотерапии в рамках психоанализа состоит в том, чтобы сделать
бессознательное сознательным, осознать бессознательное. Фрейд сравнивает ситуацию необходимости
осознания собственного бессознательного и сам процесс психоанализа с ситуацией, когда нерадивый
студент во время лекции всячески мешает преподавателю, гримасничает, бросает неуместные реплики,
отвлекает всех от дела. Преподаватель выставляет студента за дверь, а тот все равно постоянно
заглядывает в аудиторию, отвлекает всех, привлекая внимание к себе всякими возможными способами,
и мешает продуктивной работе. Точно так же и мы выталкиваем свое бессознательное «за дверь», а оно
продолжает оттуда всячески напоминать нам о себе, беспокоить и мешать нормальной деятельности. И
так же, как разрешить ситуацию с этим студентом можно только пригласив его в аудиторию и
попытаться разобраться, чего же он хочет на самом деле, точно так же нужно «вытащить
бессознательное на свет» и выяснить, чего же оно хочет от нас, «представить сознанию для осознания».
Задача психотерапевта-психоаналитика состоит в том, чтобы вскрыть и перевести в сознание
бессознательные тенденции, влечения и конфликты, способствовать осознанию. Психоаналитик строит
процесс таким образом, чтобы облегчить проявление и понимание бессознательного. Общие подходы к
Hosted by uCoz