Navigation bar
  Print document Start Previous page
 369 of 541 
Next page End  

корригирующая рекапитуляция первичной семейной группы; 6) развитие техники межличностного
общения; 7) имитационное поведение; 8) интерперсональное влияние; 9) групповая сплоченность; 10)
катарсис.
Пациенты в качестве основных механизмов лечебного действия групповой психотерапии чаще
указывают: осознание (самого себя и других людей), переживание в группе положительных эмоций (в
отношении самого себя, других членов группы и группы в целом, положительных эмоций от других
членов группы), приобретение новых способов поведения и эмоционального реагирования (прежде
всего, межличностного взаимодействия и поведения в эмоционально напряженных ситуациях). Если
сгруппировать механизмы лечебного действия, описываемые различными авторами, а также учесть
результаты опроса пациентов, то станет очевидным, что они могут быть представлены в виде трех
основных механизмов. Это — конфронтация, корригирующее эмоциональное переживание
(коррективный эмоциональный опыт) и научение, которые охватывают все три плоскости изменений —
когнитивную, эмоциональную и поведенческую.
Конфронтация является ведущим механизмом лечебного действия групповой психотерапии
(и психотерапии вообще). Конфронтация понимается как «столкновение» пациента с самим собой, со
своими проблемами, конфликтами, установками, отношениями, эмоциональными и поведенческими
стереотипами и осуществляется за счет обратной связи между членами группы и группой как целым.
Понятие обратной связи является очень важным для групповой психотерапии. Вообще феномен
обратной связи проявляется в тех ситуациях, когда субъект восприятия имеет возможность получить от
партнера по общению информацию о том, как он воспринимается. Таким образом, обратная связь
является источником информации для человека, но как источник информации отличается от
интерпретации. Интерпретация может быть неадекватной, неточной, искаженной под влиянием
собственной проекции интерпретатора. В отличие от интерпретации, обратная связь в строгом ее
понимании уже сама по себе «правильна», она является информацией о том, как реагируют другие на
поведение человека.
Обратная связь существует и в рамках индивидуальной психотерапии, однако здесь ее
содержание весьма ограниченно. В групповой психотерапии обратная связь многопланова, поскольку
осуществляется между каждым из членов группы и группой как целым. Психотерапевтическая группа
предоставляет пациенту не просто обратную связь — информацию о том, как он воспринимается
другим человеком, но дифференцированную обратную связь, обратную связь от всех участников
группы, которые могут по-разному воспринимать и понимать его поведение и по-разному на него
реагировать. Таким образом, пациент видит себя во множестве «зеркал», по-разному отражающих
различные стороны его личности. Дифференцированная обратная связь дает не только разноплановую
информацию для совершенствования самопонимания, но и помогает пациенту научиться различать
собственное поведение. Реакция самого пациента на информацию, содержащуюся в обратной связи,
также представляет интерес как для других участников группы, так и для самого пациента, позволяя
ему увидеть значимые аспекты собственной личности и свои реакции на рассогласование образа «Я» с
восприятием окружающих. Переработка и интеграция содержания обратной связи в процессе групповой
психотерапии обеспечивает коррекцию неадекватных личностных образований и способствует
формированию более целостного и адекватного образа «Я», представления о себе и самопонимания в
целом. Расширение (или формирование) образа «Я» за счет интеграции содержания обратной связи
является процессом, присущим не только психотерапии, но и процессу формирования и развития
человеческой личности. Известно, что становление отношения к себе, самооценки, образа «Я» в целом
происходит у ребенка только в условиях определенной группы (семьи, группы сверстников и пр.) под
воздействием отраженных оценок окружающих. Для создания в психотерапевтической группе
эффективной системы обратной связи необходима определенная атмосфера, характеризующаяся,
прежде всего, взаимным принятием, чувством психологической безопасности, доброжелательностью,
взаимной заинтересованностью, а также наличием у пациентов мотивации к участию в работе
психотерапевтической группы.
В самосознании или образе «Я» выделяют 4 области: открытую — то, что знает о себе сам
человек и знают о нем другие; закрытую или неизвестную — то, что человек не знает о себе и не знают
о нем другие; скрытую — то, что человек знает о себе сам, но не знают другие; слепую — то, что
человек не знает о себе, но знают другие. Обратная связь несет информацию, позволяющую пациенту
уменьшить именно последнюю, слепую область самосознания и тем самым расширять и повышать
адекватность собственного образа «Я».
Корригирующее эмоциональное переживание, или коррективный эмоциональный опыт, включает
Hosted by uCoz