Navigation bar
  Print document Start Previous page
 418 of 541 
Next page End  

педагогами. Поскольку основными принципами врачебно-трудовой экспертизы, полностью
относящимися и к медико-психологической экспертизе, являются профилактическая направленность и
установка на социально-трудовую реабилитацию больных, деятельность клинического психолога,
участвующего в проведении врачебно-трудовой экспертизы, обоснованно приобретают
психогигиеническую и психопрофилактическую направленность.
Войтенко и Филомафитский, указывая, что ситуация врачебно-трудовой экспертизы в
психологическом плане значительно отличается от обычной лечебно-диагностической ситуации «врач
— больной», обращают внимание на следующие ее особенности: 1) установку индивида, проходящего
экспертизу; 2) установку самого эксперта; 3) особенности контакта в процессе экспертизы при
вынесении экспертного заключения и даче трудовых рекомендаций. Поскольку экспертиза
трудоспособности, помимо медицинской, всегда имеет и психосоциальную направленность, то
отношение к ней и установки не только свидетельствуемого, но и эксперта имеют также выраженный
социальный характер. Установки свидетельствуемого могут быть направлены не только на улучшение
своего физического состояния, но и на повышение социально-психологического статуса (признание
инвалидом войны или установление связи инвалидности с трудовым увечьем). Поэтому при выборе мер
психотерапевтического воздействия врач-эксперт должен особенно подчеркнуть социально-
психологические последствия установления группы инвалидности. Это может иметь важное значение
на дальнейших этапах социально-трудовой реабилитации. Особую роль, как подчеркивают авторы,
играет психотерапевтический подход и психологический контакт со свидетельствуемым при вынесении
экспертного заключения и трудовых рекомендаций. Признание (или непризнание) свидетельствуемого
инвалидом влечет за собой комплекс психологических стрессовых факторов, которые могут приводить
к состоянию фрустрации, потере перспективы, изменению самооценки и уровня притязаний личности.
Понимание экспертом возникающей перед свидетельствуемым совокупности социально-
психологических проблем требует от врача тщательного анализа особенностей личности обследуемого,
его мотивов, ценностей и идеалов, анализа всей совокупности медико-биологических (диагноз, форма,
тип течения, прогноз заболевания) и социальных (образование, профессия, специальность, вид и
условия труда) факторов. Только в этом случае объявление экспертного заключения носит
действительно психотерапевтический характер и становится важной формой реабилитационного
воздействия.
Лишь тщательный анализ ценностных ориентаций, отношений, мотивов поведения, личностных
особенностей человека, проходящего экспертизу, позволяет вскрыть неосознаваемое, недостаточно
осознаваемое (например, при «бегстве в болезнь» пациента с неврозом (F40-F48)) или вполне
осознаваемое установочное поведение (аггравация, симуляция, диссимуляция). Психолог должен
помочь так провести экспертизу, чтобы, с одной стороны, соблюдались права, гарантированные
больным и инвалидам со снижением трудоспособности Законодательством, но, вместе с тем, чтобы
удовлетворение интересов больного не осуществлялось за счет общества.
Заключение психолога, участвующего в экспертизе трудоспособности, должно содержать
данные о нарушенных и сохранных функциях, с точки зрения возможностей компенсации дефекта в той
или иной степени в условиях выполнения прежней работы (с определенными профрекомендациями или
при переобучении).
Как отмечают Платонов и Тепеницына, при расстройстве психических функций (например,
памяти, внимания, в целом при снижении работоспособности) наиболее значимой на уровне
профессиональной деятельности нередко оказывается сохранность личностно-мотивационной сферы
испытуемого, облегчающая возможность известной компенсации.
В настоящее время возрастает роль психолога при проведении экспертизы трудоспособности
лиц, направляемых для работы в условиях эмоциональной напряженности и в экстремальных условиях
(космос, глубины океана, Арктика и Антарктика и др.). Наряду с обычно учитывающимися в этих
случаях психофизиологическими характеристиками, оценками выносливости в труде, быстроты и
характера утомляемости, лабильности волевого усилия, современная экспериментальная психология
располагает возможностями дополнить эти данные представлениями о стрессовой и фрустрационной
толерантности обследуемого, используя специальные тесты и ситуацию естественного или
моделируемого эксперимента. Конечно, важную роль играет учет отношения и установок испытуемого
применительно к деятельности в указанных условиях.
В качестве иллюстрации роли выводов клинического психолога, полученных по
экспериментально-психологическим данным, для вынесения окончательного заключения при
прохождении врачебно-трудовой экспертизы приводим следующий пример. (Исследование
Hosted by uCoz