Navigation bar
  Print document Start Previous page
 5 of 541 
Next page End  

психологии. Кант писал о том, что «попытка заглянуть в психическое — это попытка глаза увидеть
самого себя или глупая попытка человека выглянуть в окно, чтобы увидеть самого себя идущим по
улице». На этой почве зародилась интроспективная психология, направление, рассматривающее в
качестве единственно возможного метода изучения психической реальности метод самонаблюдения.
Однако субъективность психического отражения не отрицает возможности объективного познания мира
в целом и самих психических явлений. Критерием служит практическая деятельность человека, в ней
проверяется истинность психического отражения. Познание и объективизация самих психических
явлений достигается благодаря тому, что всякое психическое явление имеет внешние проявления. На
это указывал еще Сеченов, говоря, что каждое психическое явление есть рефлекс, а внешним концом
любого рефлекса является движение. Из этого исходят многие психодиагностические системы, в
частности, системы миокинетической, речевой, экспрессивной психодиагностики и др.
Самому субъекту психический процесс открывает свойства объекта, оставляя совершенно
скрытыми механизмы этого явления. Человек не видит своих восприятий, но ему открывается
материальная картина мира. Действительно, когда на наш глаз падает свет от какого-нибудь предмета,
мы ощущаем не то изменение, которое происходит в сетчатке глаза, а внешнюю причину ощущений —
стоящий перед нами, то есть вне нас предмет.
В этом заключается такое свойство психического
отражения, как его проекция,
вынесенность, несовпадение пространства объекта с пространством
органа. Мы видим предмет в объективной точке пространства, там, где он находится, а не на сетчатке
глаза, где строится его изображение.
Следующей особенностью психического отражения является то, что оно носит опережающий
характер. У животных опережающее отражение проявляется в так называемом экстраполяционном
рефлексе, когда животное ориентируется в своем поведении на ожидаемое перемещение объекта. Это
предвосхищающее поведение у человека проявляется в построении планов и программ поведения, в
прогнозировании результатов деятельности и событий.
И, наконец, важнейшей особенностью психического отражения является его активность,
которая приобретает характер взаимодействия и выражается
в адаптации к внешним условиям, а на
высших уровнях в волевой регуляции и саморегуляции поведения.
Таким образом, психика есть свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в
субъективном отражении объективного мира и выполняющее роль регулятора поведения и
деятельности.
Особенности психического отражения выясняют особенности предмета психологии, как науки,
отличающие ее от других областей научного знания и определяют то место, которое занимает
психология в системе современного научного знания.
Место психологии в системе наук. В истории науки существовало много точек зрения на место
психологии в системе наук. Ее определяли то как естественную, то как общественную, то как
смешанную биосоциальную и социобиологическую науку. Говорили даже о существовании двух
психологий: описательной и объяснительной.
Психология возникла много веков назад в недрах философии как ее составная часть. По
происхождению и основным понятиям психология тесно связана с философией. Некоторые разделы
философии, например, теория познания,
изучает закономерности процесса познания и основные его
этапы (чувственное и логическое познание), связанные с психическими процессами. Этика как учение
о нравственности, научном понимании добра и зла опирается на знания о личности, об эмоциях и
чувствах. Эстетика — учение о прекрасном, его объективных законах и субъективных факторах,
которые заключаются не только в искусстве, но и в природе, человеке, тесно связана с психологией
личности. Более того, основной вопрос философии о том, что первично — материя или сознание — по
своему существу является также психологическим.
Психология тесно связана с педагогическими науками по своим целям: оптимальная реализация
возможностей человека, его формирование, воспитание. Задача сохранения психического здоровья
человека связывает психологию теснейшим образом с медицинскими науками: психогигиеной,
неврологией, психиатрией, педиатрией, общей терапией и др.
По методу и основному аппарату знаний психология — естественная наука (Ананьев). Познание
человека определяют в зависимости от того, что такое сам человек. Человек — высший организм,
верхний уровень и продукт биологической эволюции. Поэтому в познании человека психология тесно
связана с естественными науками: приматологией, анатомией, физиологией общей и физиологией
высшей нервной деятельности, биофизикой, биохимией, эндокринологией, генетикой, эмбриологией и
др.
Hosted by uCoz