Navigation bar
  Print document Start Previous page
 189 of 537 
Next page End  

подростковом возрасте снижаются, мальчики по-прежнему более склонны к насилию, чем девочки, на
всем промежутке жизни, и они чаще девочек принимают участие в повторяющихся актах насилия
(Chesney-Lind & Shelden, 1992; McGee et al., 1992; Robins, 1991).
<Девочки чаще мальчиков используют косвенные формы агрессии, например, сплетни.>
Однако это не означает, что девочки не жестоки. Около 45% женщин совершают, по крайней
мере, один акт насилия (по сравнению с 65% мужчин). К сожалению, способность к насилию
становится одинаково возможным недостатком как мальчиков, так и девочек.
Точные причины гендерных отличий в антисоциальном поведении неизвестны. Предполагалось,
что девочки могут более легко входить в контакт, чем мальчики, так как у них более развитые навыки
коммуникации и выше уровень эмпатии и сдерживающий контроль в более молодом возрасте (Keenan
& Shaw, 1997; Kochanska et al., 1994; Kochanska, Murray & Coy, 1997). Гендерные отличия могут быть
также результатом того, что существуют дефиниции, в соответствии с которыми физической агрессии
придается большое значение и гораздо меньшее значение имеют менее физически агрессивные формы
антисоциального поведения, свойственного девочкам (Crick, Bigbee & Howes, 1996). Девочки, когда
рассердятся, чаще мальчиков применяют косвенные формы агрессии, такие как вербальные
оскорбления, сплетни, насмешки, остракизм, угрозы порвать дружбу, сведение счетов или помощь
третьего лица (Bjorkqvist & Niemela, 1992; Crick et al., 1996). Кроме того, девочки чаще мальчиков
расстраиваются из-за агрессивных социальных взаимодействий (Crick, 1995). По мере того как девочки
переходят в подростковый возраст, их агрессивное поведение сдерживается установкой на принятие
группы и присоединение, тогда как агрессия мальчиков по своей природе остается конфронтационной
(Crick & Rose, 2000).
В антисоциальном поведении мальчиков и девочек, направляемых на курсы терапии, существует
гораздо меньше отличий, чем у здоровых детей. Несмотря на то что мальчики и девочки с проблемами
поведения в клиниках в равной степени проявляют агрессивность (Dishion & Andrews, 1995), девочки в
клиниках проявляют больше отклонений по сравнению со своими сверстницами-одногодками, чем
мальчики (Webster-Stratton,
1996; Zoccolilo, 1993). Это происходит из-за того, что мальчики, как
правило, играют в более грубые игры, хулиганят, дерутся и не слушаются, в отличие от обычно
послушных и уступчивых девочек (Achenbach, 1991a; Maccoby, 1986). Так как открытое антисоциальное
поведение более распространено у мальчиков, их симптомы заметнее в юном возрасте и этим можно
объяснить более раннее проявление проблем в их поведении. А поскольку у девочек антисоциальное
поведение проявляется в раннем детстве не так ярко, то, чтобы с раннего детства отличить девочек с
расстройствами поведения, требуется более низкий порог отклонений или другие диагностические
критерии (Zoccolillo, 1993).
Девочки могут также проявлять различные проблемы приспособляемости, и развитие их
антисоциального поведения происходит несколько иначе, чем у мальчиков (Wangby, Bergman &
Magnusson, 1999). В одних случаях девочки начинают рано совершать плохие поступки, дружат с
антисоциальными сверстниками, совершают преступления и употребляют наркотики в отроческом
возрасте. В других случаях существует развитие по типу «отсроченное возникновение антисоциального
поведения», характерное для девочек, которые несмотря на то что сталкиваются с многими факторами
риска, влияющими на антисоциальное поведение в детстве (например когнитивным и
нейропсихологическим дефицитом, разладом в семье), тем не менее начинают вести себя
антисоциально только в отрочестве (Silverthorn & Frick, 1999).
У некоторых девочек рано начинаются менструации, и это косвенным образом усиливает
антисоциальность их поведения, так как они чаще общаются с преступными сверстниками (Caspi,
Lynam, Moffitt, Caspi, Belsky & Silva, 1992). Интересно, что раннее наступление месячных влияет на
усиление преступности в первую очередь среди девочек, посещающих школы смешанного типа, а не
школы для девочек. В школах с классами смешанного гендерного типа девочки сталкиваются с
мальчиками, являющими пример антисоциального поведения и оказывающими на них давление,
девочек, развившихся физически, мальчики побуждают вступать в раннюю сексуальную связь. Такой
опыт может побудить к антисоциальному поведению тех девочек, которые имеют склонность к
проявлению асоциальных поступков в компании мальчиков, а не девочек (Caspi et al., 1993).
Пути развития асоциального поведения
Долгосрочные исследования сильно продвинули наше понимание антисоциальных паттернов,
позволив понять как общие закономерности развития, так и его вариативность (Loeber, Green, Lahey,
Hosted by uCoz