Navigation bar
  Print document Start Previous page
 356 of 537 
Next page End  

средством возбуждения нервной системы. Согласно другой гипотезе, окружающая среда становится для
таких детей источником, слишком сильных внешних стимулов, поэтому они прибегают к
самостимуляции с целью блокирования избыточных раздражителей и контроля за уровнем своего
возбуждения. Авторы других гипотез утверждают, что больные дети продолжают выполнять одни и те
же действия, поскольку они служат им источником психологического подкрепления. Любая из этих
гипотез может быть верна но отношению к тому или иному конкретному случаю.
Итоги раздела
- Страдающие аутизмом дети в общении с другими людьми испытывают значительные
трудности, связанные с нехваткой навыков ориентации на социальные стимулы, подражания,
концентрации внимания на объектах общего интереса а также с нехваткой навыков распознавания и
понимания эмоциональных состояний окружающих.
- При детском аутизме также наблюдаются серьезные коммуникативные и речевые расстройства,
которые выражаются в дефиците доречевых (preverbal) вокализаций и жестов, реверсии местоимений и
эхолалии, а также в неадекватном использовании речи в социальном контексте.
- Для детей, страдающих аутизмом, характерны: узкий спектр однообразных интересов,
стереотипные и повторяющиеся телодвижения, действия и паттерны поведения, действия, включающие
навязчивые рутинные занятия и ритуалы, вызывающие патологическую сосредоточенность на них
внимания и полное неприятие любых изменений.
<Памела прибегает к самостимулирующим действиям как в детском, так и в зрелом возрасте.
(Источник: Лечение детей, страдающих аутизмом, методом поведенческой терапии, по ред. Е.Л.
Андерсон, Behavior Treatment of Autistic Children, produced by E.L. Anderson.).>
Ассоциированные характеристики аутизма
От умственной отсталости до сверхспособностей
Интеллектуальный уровень детей, страдающих аутизмом, может варьироваться в крайне
широких пределах — от умственной отсталости до сверхспособностей.
Хотя общее внимание, как правило, привлекают дети, обладающие исключительными
способностями, 80 процентов больных, страдающих аутизмом, являются умственно отсталыми, причем
примерно половина из них имеет коэффициент интеллекта менее 50-ти баллов, а около 30-ти процентов
— от 50 до 70 баллов. Коэффициент интеллекта остальных 20-ти процентов детей — средний или выше
среднего (Fombonne, 1998).
Для большинства умственно отсталых детей, не страдающих аутизмом, характерно отставание
по всем показателям интеллектуального развития. В отличие от них, аутичные дети, часто
демонстрируют качественно отличающиеся результаты тестирования по разным интеллектуальным
субтестам. Одним из типичных паттернов является относительно низкий уровень результатов по
вербальным субтестам, таким как субтест па понимание (comprehension), при относительно высоком
уровне результатов по невербальным субтестам, включающим тестирование краткосрочной памяти на
запоминание последовательности чисел ( Числовой ряд, Digit Span), а также включающим тесты на
составление композиций заданной формы из кубиков (Композиции из кубиков, Block design) (Happe,
1994b).
Считается, что низкие интеллектуальные показатели детей, больных ауизмом, прежде всего по
вербальным тестам, являются симптомами серьезных нарушений, последствия которых могут быть
особенно негативными в долгосрочной перспективе (Bolton et al, 1994). Только при средних или
превышающих средние показателях интеллекта можно ожидать, что ребенок сумеет жить
самостоятельно, когда вырастет. Результаты интеллектуального тестирования детей, страдающих
аутизмом, как правило, мало подвержены временным изменениям, и позволяют надежно предсказывать
уровень их успеваемости в школьном возрасте.
Несмотря на общее отставание в интеллектуальном развитии, для небольшого, но существенного
процента детей, страдающих аутизмом, характерно наличие единичных чрезвычайно развитых
способностей, или как их называют, фрагментарных способностей, островков способностей (splinter
skills, islets of ability), примером чего является Рэймонд, герой фильма «Человек дождя». Эти
Hosted by uCoz