Navigation bar
  Print document Start Previous page
 70 of 537 
Next page End  

1) Теория и предыдущее исследование
2) Исследуемая проблема
3) Гипотезы/Прогнозы
4) Методы измерения
5) План исследования
6) Сбор данных/Результаты
7) Выводы/Интерпретации
(1 -> 2 -> 3 -> 4 -> 5 -> 6 -> 7)
Рис. 3.1. Исследовательский процесс в детской патопсихологии.
На практике большинство проблем в детской патопсихологии лучше всего изучать, используя
множественные методы и приемы. Поскольку не существует какого-то одного правильного подхода,
исследование лучше всего осмыслять внутри некой основной схемы принятия решений. Подобная
схема требует понимания теоретических, методологических и практических вопросов, которые
позволяют исследователю принимать информированные решения относительно того, когда
определенные исследовательские методы и приемы адекватны, а когда нет. Чтобы изучать
психопатологию развития, исследователям необходимо включить в общий процесс планы исследования
и методы анализа данных, которые могут разграничивать прямые и косвенные эффекты, а также могут
идентифицировать, сравнивать и оценивать альтернативные пути развития для различных расстройств.
Далее мы рассмотрим некоторые из специальных вопросов, с которыми сталкиваются на разных
стадиях исследовательского процесса.
Примеры исследуемых проблем
Уитни: Всегда в печали.
Я не понимаю, почему Уитни все время тоскует. Она постоянно спорит со своим братом,
ругает школу и ни с кем не дружит Она всегда была ребенком, подверженным переменам настроения,
но совсем испортилась, когда мы с мужем развелись. Являются ли причиной печали особенности ее
личности, развод, или же подобные чувства вызывает у нее что-то, происходящее дома или в школе?
Тито: Постоянные драки.
Тито постоянно дерется в школе с другими ребятами. Он никогда не делает то, о чем мы его
просим. Когда у Тито что-то не получается, он впадает в ярость и начинает швырять и ломать вещи.
Мой муж полагает, что Тито просто распущенный ребенок и все, что ему требуется, — это жесткая
дисциплина. Он часто наказывает Тито ремнем, но, похоже, это ни к чему не приводит. Я по-
настоящему обеспокоена. Изменится ли поведение Тито? Не слишком ли строг мой муж? Чем я могу
помочь в этой ситуации?
Это типовые вопросы, которые родители задают о поведении и развитии своих детей. Те же
самые
вопросы вызывают к жизни многочисленные исследования патологического поведения детей
(Kazdin, 1998). Как правило, исследование начинается с гипотезы, которая представляет собой прогноз
относительно поведения, который вытекает из теории. Исследовательские гипотезы часто основаны на
теориях атипического развития и поведения, которые мы обсудили в главе 2 «Теории и причины
детской патопсихологии». В некоторых научных исследованиях пытаются сравнивать гипотезы,
основанные на одной теории, с гипотезами, основанными па другой, тогда как в иных стремятся
проверить прогнозы, выведенные из какой-то одной теории. Когда теоретическая база отсутствует или
недостаточна, ученые могут выбрать предмет исследования, не делая определенного прогноза.
Например, какое влияние оказывает взросление в семье с одним родителем на психологическую
адаптацию ребенка? Большее ли количество детей подвержено депрессии в наши дни, нежели тридцать
лет назад? Более ли распространено жестокое обращение с ребенком в нашем обществе, чем в других
частях света?
Типовые предметы исследования
Исследовательские гипотезы определяют выбор исследователем методов и планов исследования,
наиболее подходящих для получения ответов на поставленные вопросы. В этом разделе мы обсуждаем
Hosted by uCoz