Navigation bar
  Print document Start Previous page
 137 of 726 
Next page End  

пришел к нему с длинной историей жизненных неудач. Адлер объяснил ему, что эту «способность»
терпеть поражения можно обратить себе на пользу. «Согласен, успех очень важен для вас, тогда почему
бы специально не постараться проиграть, ведь тогда, согласно вашим собственным словам, вы почти
наверняка преуспеете?» (Adler in: Bottome, 1957, p. 100). Это стало настоящим поворотным пунктом для
человека, который не мог не рассмеяться над собой.
Творческая энергия личности
Адлер указывал, что на различные влияния, воздействующие на нашу жизнь, мы реагируем
активно и творчески. Мы — не инертные объекты, пассивно воспринимающие все внешние влияния,
мы активно ищем одни впечатления и отвергаем другие. Мы избирательно систематизируем и
осмысливаем опыт, вырабатывая индивидуальную схему апперцепции и формируя четкую модель
отношения к миру:
«Индивидуальная психология как наука возникла из попыток понять эту таинственную
творческую энергию жизни, которая проявляется в желании развиваться, стараться, достигать... Это
телеологическая сила, она выражается в стремлении к цели, и в этом стремлении все телесные и
психологические усилия призваны действовать вместе. Бессмысленно изучать телесные движения и
ментальные состояния абстрактно, не привязывая их к личности в целом» (Adler, 1956, р. 92).
Каждый человек, считал Адлер, имеет центр, где он свободен. А раз мы свободны, мы отвечаем
за наши действия и за нашу жизнь.
«Бесполезно строить психологию только на основе движущих сил (drives), не принимая во
внимание творческую энергию ребенка, которая направляет эти силы, отливает их в определенную
форму и снабжает достойной целью» (Adler, 1956, р. 177).
Адлер всегда подчеркивал позитивные, творческие, здоровые способности личности. Когда
пациентка приходила к нему, Адлер спрашивал себя не о том, насколько она больна, а о том, сколько в
ней здорового. Он полагал, что основа любого излечения заключается не в силе болезни, но в воле
индивидуума к сопротивлению (Bottome, 1957).
Ядром адлеровской модели человеческой природы является творчество — способность
формулировать (сознательно или бессознательно) цели и способы их достижения. Она достигает
наивысшего развития в создании жизненного плана, который организует жизнь человека в
последовательный жизненный стиль.
«Каждый человек приходит к конкретной цели преодоления трудностей с помощью творческой
энергии, которая идентична его «я»» (Adler, 1956, р. 180).
По Адлеру, формирование жизненной цели, жизненного стиля и схемы апперцепции, в
сущности, есть творческий акт. Творческая сила индивидуума организует и направляет его реакцию на
окружающий мир. Адлер приписывал личности уникальность, самосознание и контроль над своей
судьбой — качества, которым, по его мнению, Фрейд не уделял должного внимания в своей концепции
человеческой природы. «Каждый человек представляет собой как единство персональных качеств, так и
индивидуальный способ проявления этого единства. Таким образом, человек — и картина, и художник
одновременно. Он — художник своей личности» (Adler, 1956, р. 177). Адлер подчеркивал, что мы не
безвольные пешки в руках внешних сил. Мы сами выплавляем свою личность.
Для размышления. Три желания
Вы нашли старую запечатанную бутылку, выброшенную волнами на берег. Вы открыли ее,
появился джинн и пообещал исполнить три ваших желания. Когда будете обдумывать, что загадать,
помните, что желания должны оставаться в пределах человеческих возможностей. Они должны быть
увлекательными, но правдоподобными.
1. Напишите ваши три желания.
2. Выберите одно, наиболее важное для вас.
3. Напишите о своем желании четко и подробно, как о главной жизненной цели.
4. Что вы делаете или собираетесь сделать для достижения этой цели?
5. Каковы препятствия для ее достижения?
Hosted by uCoz