Navigation bar
  Print document Start Previous page
 142 of 726 
Next page End  

обществом, путем создания вынужденного ответа (counter-compulsion). Он может принимать форму
приступов беспокойства, сонливости, вынужденных действий, галлюцинаций, ипохондрии и т. д.
7. Даже логическое мышление испытывает влияние вынужденного ответа.
8. Способность логически мыслить, любить, испытывать сострадание, воля к жизни — все
возникает на фоне социального образа жизни. Невротическая изоляция и стремление к власти
направлены против этих качеств.
9. Невротик постоянно ищет личной власти и личного престижа, предлога для оправдания своего
ухода от решения проблем реальной жизни и, следовательно, никогда не развивает в себе социальный
интерес.
10. Чтобы излечить невроз, терапевт помогает человеку полностью изменить мировоззрение,
которое является результатом воспитания, и тем самым дает пациенту возможность стать активным
членом общества, включенным в социальную жизнь.
Этот перечень показывает, как применить главные идеи Адлера к пониманию проблем личности
и работе над ними. Адлер четко выделял важность конструктивной жизни в обществе и сотрудничества
между людьми.
«Нет ни одной когда-либо совершенной жестокости, которая не основывалась бы на тайной
слабости. По-настоящему сильный человек не склонен к жестокости» (Adler, 1956, р. 390).
Стремление к личному превосходству
Когда чувство неполноценности преобладает или когда социальный интерес слабо развит,
человек ищет личного превосходства, так как ему не хватает уверенности в своей способности
эффективно действовать и конструктивно работать вместе с другими. Блеск успеха, престижа, славы
становится более важным, чем конкретные достижения: «Они отвернулись от реальной жизни и
занимаются борьбой с тенью, чтобы убедить себя в собственной силе» (Adler, 1956, р. 255). Такие люди
не приносят никакой реальной пользы обществу, а фиксируются на эгоцентрических поведенческих
моделях, что неизбежно приводит к чувству провала.
Структура
Тело
Для Адлера тело — главный источник чувства неполноценности у ребенка, ведь он окружен
существами, которые больше и сильнее его и более эффективно действуют физически. Однако гораздо
важнее то, как мы относимся к собственному телу (Adler, 1964 b). Многие привлекательные мужчины и
женщины так и не смогли освободиться от детского ощущения, что они некрасивы и неприятны для
окружающих, и до сих пор ведут себя так, как будто они непривлекательны. С другой стороны, те, кто
имеет физические недостатки, могут, упорно добиваясь этого, компенсировать эти недостатки,
усовершенствовать свое тело и развить физические возможности до уровня выше среднего.
Социальные отношения
Социальные отношения занимают первое место в теории Адлера. Они — прямое выражение
социального интереса и существенны для развития полноценного, конструктивного жизненного стиля.
Адлер никогда не забывал, что мы — существа социальные. Без общества и социальных отношений
человек не имел бы языка и был бы вынужден довольствоваться чрезвычайно ограниченным набором
мыслей и действий.
Воля
Для Адлера воля (will) — еще один термин, обозначающий стремление к превосходству и
Hosted by uCoz