Navigation bar
  Print document Start Previous page
 186 of 726 
Next page End  

1. Подумайте о 5—7 взаимоотношениях, которые играют важную роль в вашей жизни (например,
с родителями, бабушкой и дедушкой, братом и сестрой, друзьями, учителями, одноклассниками, членами
спортивной команды и т. д.).
2. Опишите, как отношения с этими людьми повлияли на ваше психологическое развитие. Как вы
изменились с помощью этих отношений — в лучшую или в худшую сторону? Каков ваш личный вклад в
эти отношения?
3. Какое влияние, по вашему мнению, окажут эти отношения на формирование вашего будущего?
Каким образом они могут повлиять на вашу самооценку, чувство собственного достоинства, карьеру,
коммуникабельность, цели, систему ценностей?
---
Пути развития
Третьим основополагающим аспектом в модели Миллер стало признание того факта, что
способность женщины вступать в межличностные отношения и поддерживать их является качеством,
совершенно необходимым для здорового психологического развития и роста. К сожалению, это
утверждение противоречит принятой точке зрения, согласно которой некоторые личностные качества,
присущие женщинам, не представляют собой ценности, а наоборот, являются недостатками. Например,
недостатком обычно считается умение женщины более открыто, чем мужчины, выражать свои эмоции и
то, какое огромное значение она придает межличностным отношениям. В психологической литературе
часто встречаются довольно обидные определения в адрес женщин, например «истеричная» или
«слишком зависимая» (Chesler, 1972; Houck, 1972). Эти термины можно встретить даже среди критериев
диагноза «психическое заболевание», содержащихся в официальном для американских психиатров
«Руководстве по диагностике и статистике расстройств психической деятельности человека», что
еще раз доказывает предвзятое отношение к женщинам.
Критикуя эту предвзятость, Каплан в шутку предложила внести в упомянутое пособие две новые
характеристики, относящиеся, скорее, к мужской психопатологии: «психическое расстройство
независимой личности» и «психическое расстройство ограниченной личности» (1983).
«Совсем недавно мы начали исследовать и то, как в рамках традиционных психологических
моделей развития человека столь же неверно истолковывается личностный опыт мужчин. Так, Бергман
(1991) заметила, что общество оказывает давление на мальчиков, заставляя их отдавать предпочтение
конкуренции, силе и независимости. Что касается женщины, то ее внимание направлено в основном на
ответственность за других людей и заботу о них. Женщина сориентирована на межличностные
отношения, в то время как мужчина больше тяготеет к уединению. Особенно трудно приходится
девочкам-подросткам в период полового созревания, когда, пытаясь поддерживать адекватную
самооценку и прислушаться к своему внутреннему голосу, они рискуют быть отвергнутыми обществом,
где потребность женщины в межличностных отношениях до сих пор остается непонятой» (Brown &
Gilligan, 1992; Gilligan, Lyons & Hammer, 1990).
Для размышления. Взаимоотношения с родителями
Чтобы глубже понять свои взаимоотношения с родителями, попробуйте выполнить следующие
упражнения:
1. Опишите другому человеку ваш недавний контакт с матерью (отцом). Затем опишите его еще
раз, но представив, будто ваш родитель находится в комнате и слушает вас. Изменился ли ваш рассказ?
Как? Почему?
2. Разыграйте перед другим человеком или в небольшой группе роль одного из ваших родителей.
Расскажите о его жизни с его точки зрения, обращая внимание на крупные события и важнейшие
периоды жизни. Подумайте, как события из жизни вашей матери (отца) повлияли на ваши чувства и
ваше понимание этого человека.
---
Смена эталонов
Hosted by uCoz