Navigation bar
  Print document Start Previous page
 208 of 726 
Next page End  

совместная деятельность детей приобретает цель и направление. «Целеустремленность заключается в
том, чтобы иметь смелость ставить и достигать поставленные цели, не сдерживаясь крушением детских
фантазий, чувством вины и разочаровывающего страха наказания» (Erikson, 1964, р. 122).
Целеустремленность и воля придают действиям направленность и законченность, поддерживаются
фантазиями, основанными на реальных фактах, и ограничиваются, хотя и не сдерживаются полностью,
чувством вины. Развитие фантазии формирует основы танца, драмы и ритуала в жизни взрослых людей.
«Взрослый человек когда-то был ребенком и подростком. Он никогда не станет им снова. В то же
время он никогда не лишится наследия прежних состояний» (Erikson, 1987, р. 332).
Для размышления. Инициатива
Это упражнение очень похоже на предыдущее. Снова условьтесь с партнером, что вы будете
выполнять его или ее приказания. Только на этот раз вы можете говорить «нет». Ваш партнер может
предлагать вам сделать что-либо. Вы можете ответить «да» или «нет», однако не должны сами ничего
предлагать.
Например, если вы вдвоем пошли в ресторан, ваш партнер может предложить вам еду на выбор.
Вы можете согласиться или отказаться, однако ничего сами не заказывайте. Или, если вы пошли в
кинотеатр, ваш партнер может вам предложить посмотреть тот или иной фильм. Вы можете соглашаться
или не соглашаться, однако сами ничего не предлагайте.
После того как вы закончите это упражнение, обсудите с партнером, что значит быть лишенным
инициативы.
---
4. Трудолюбие против неполноценности. На стадии «трудолюбие против неполноценности»
(industry versus inferiority)
ребенок попадает в жизнь за пределами семьи. Этот период соответствует
латентному периоду у Фрейда. Начинается наша школьная и культурная жизнь. В других социальных
системах ребенок может стать подмастерьем или пойти в обучение к отцу или матери.
Это стадия систематического обучения, смена игры ощущением работы. Прежде ребенок только
играл в осмысленную деятельность. Качеству результатов не уделялось особого внимания. Теперь
ребенку требуется получить удовлетворение от хорошо сделанной работы. На этой стадии дети должны
обучаться обращению с предметами и овладевать значимыми для общества навыками. Большое
значение придается отношению и оценке других людей. У детей, которые не добились хороших
результатов и не приобрели, таким образом, уважения родителей, учителей и сверстников, может
возникнуть чувство неполноценности или неадекватности.
Главное достоинство и сила данной стадии —
компетентность,
базирующаяся на осознании
своего мастерства, развитии общих способностей и практических навыков. «Компетентность основана
на применении в решении поставленных задач мастерства и интеллекта, уже не ослабленных
инфантильной неполноценностью» (Erikson, 1964, р. 124).
Компетентность создает психологическую базу для технологии. На этой стадии мы становимся
продуктивными составляющими нашей культуры и начинаем овладевать ее технологиями.
«Фантастическая, таинственная история раскрывается перед двадцатилетними людьми в течение
следующих двух десятилетий. Наполненная волнениями и опасностями, она стремительно ведет нас,
следуя по тайным дорогам к недостающим частицам нашей личности» (Sheehy, 1977, р. 166).
5. Идентичность против спутанной идентичности. Когда период детства заканчивается,
подросток подходит к стадии, обозначенной Эриксоном «идентичность против спутанной
идентичности» (identity versus identity confusion). Теперь дети интегрируют свой прежний опыт в единое
целое. Их больше не устраивают детские ролевые модели и идентификации, и они пробуют новые.
Основной вопрос данной стадии — «кто я такой?» Возникает новое ощущение идентичности эго.
Чувство идентичности вбирает в себя способность человека интегрировать прошлые
идентификации, существующие в настоящем импульсы, способности, навыки и возможности,
предлагаемые обществом. «Эта идентичность — естественная уверенность человека в том, что
внутренняя тождественность и целостность, подготовленные в прошлом, соответствуют
тождественности и целостности личности, какой видят ее окружающие. Она служит для человека
Hosted by uCoz