Navigation bar
  Print document Start Previous page
 340 of 726 
Next page End  

воспроизводить структуру когнитивных процессов человека.
На сегодняшний день проблема «разум или машина» остается неразрешенной. Некоторые
психологи и программисты считают, что разгадка тайн человеческого разума — всего лишь вопрос
времени, тогда как другие убеждены, что никакая машина никогда не сможет сказать последнее слово о
человеческом мышлении. Представляется, что отношения между разумом и машиной таковы, что какое-
то единственное решение здесь, по-видимому, невозможно — по крайней мере такое, которое
удовлетворило бы всех. Выдвинутая Келли идея рефлексивности подсказывает, почему это так.
Компьютерная модель предлагает объяснение того, как люди конструируют свой мир. Но компьютерная
модель сама является конструктом. Другими словами, создание компьютерных моделей мышления —
это рефлексивная попытка, при которой разум пытается воссоздать собственные конструкционные
процессы. Возможно, оправданны слова, что проектирование компьютерных моделей мышления — это
искренняя попытка человеческих существ проверить свои способности в создании машин. Тем самым
мы уподобляем машину разуму. С другой стороны, когда эмпирические исследователи изолируют
испытуемых от их реальной жизненной среды и проверяют их реакции в искусственных
экспериментальных условиях, которые копируют устройство компьютера, то это не что иное, как
«формовка» ума, с тем чтобы подогнать его под машину. Круг замкнулся!
Выход из замкнутого круга «разум—машина»
Варела, Томпсон и Рош (Varela, Thompson & Rosch, 1991) показали, как можно вырваться из этого
круга. Эти исследователи полагают, что познание и когнитивная наука (которая, на их взгляд, и есть
когнитивная попытка) являются активными силами (enactive); уже сам акт теоретизирования или сбора
данных об уме изменяет ум. Создание компьютерной модели представляет собой иной когнитивный
процесс и результат, нежели, к примеру, размышление над содержанием какой-то картины. Вторя идеям
Келли о конструировании и рефлексивности, эти исследователи предполагают, что активное
проигрывание (enactment) являет собой открытый, самоизменяющийся процесс, в котором «познание
это не репрезентация заранее данного мира заранее данным умом, а скорее проигрывание мира и
мышления на основании цепочки разнообразных действий, которые совершает существо,
принадлежащее миру» (Varela, Thompson & Rosch, 1991, p. 9).
Когда когнитивную науку и ее объект, человеческий разум, рассматривают в качестве активных
сил,
они начинают исполнять замысловатый совместный танец, где каждый из участников влияет на
движения другого. Это интимное партнерство ничем не напоминает ту беспристрастную
объективность, которую когнитивное исследование обычно сохраняет по отношению к своему объекту.
Варела и его коллеги (1991) замечают, что ученые в целом и когнитивные психологи, в частности,
испытывают глубокое недоверие к человеческому опыту и склонны отбрасывать его, считая его
субъективным, ненадежным и произвольным — одним словом, бездумным (mindless). Варела, Томпсон и
Рош призывают к возрождению веры в человеческий опыт и включению вдумчивого (mindful) опыта в
исследования в качестве равноправного партнера. Подготовка ученого-когнитивиста и его испытуемого
включает в себя обучение не только теориям и исследовательским методам в данной области, но и
вдумчивому наблюдению за своими ментальными состояниями. Глубокое уважение, которое Келли
проявлял к интеллекту простого человека, находит отражение в призыве Варелы и его коллег устранить
разрыв между наукой и опытом, вновь признав человеческий опыт важнейшим источником знаний
(Puhakka, 1993).
Компьютеры и компьютерное моделирование мышления идут рука об руку. Когда компьютеры
стали более сложными и способными совершать операции, которые, как считалось ранее, может
выполнять лишь человеческий разум, они, по-видимому, позволили создать более совершенные модели
ума. В этом диалектическом танце ума и машины машина предстает в качестве интригующей метафоры
человеческого разума. Когда познание рассматривается в качестве активной силы, ум модифицирует
машину, а машина изменяет ум — в бесконечной, рефлексивной, открытой спирали.
Для размышления. Разум и машины
Вот несколько вопросов для размышления о разуме и машинах.
Hosted by uCoz