Navigation bar
  Print document Start Previous page
 360 of 726 
Next page End  

являющееся первым шагом к тому, чтобы данный индивидуум получил возможность оказать на
окружающий мир свое влияние. Эта мысль находит отражение в следующем высказывании: «...человек
принимает решения, которые в первую очередь касаются его самого, и только затем других объектов —
и то лишь при условии, что он предпримет некое эффективное действие... Люди изменяют вещи,
изменяя сначала самих себя, и достигают своих целей, если им это удается, только заплатив за это
самоизменением, приносящим одним людям страдания, а другим — спасение. Люди осуществляют
выбор, выбирая из своих собственных действий, и рассматриваемые ими альтернативы определяются
их собственными конструктами. Однако результаты этих выборов, могут охватывать спектр от полного
отсутствия результатов до катастрофы, с одной стороны, и до всеобщего благоденствия — с другой»
(Kelly, 1969b, p. 16).
Другой важный мотивационный аспект теории личностных конструктов находит свое
выражение в королларии опыта. Человек описывается в нем как существо, активно контактирующее с
миром. Акцент делается не на природе событий самих по себе, а на активной интерпретации этих
событий индивидуумом. Жизненные события, согласно Келли, неизбежно упорядочены во временном
измерении. Задачей индивидуума является отыскание повторяющихся тем в потоке новых событий.
Поначалу новые события воспринимаются лишь в самых общих чертах. Затем осуществляется поиск их
сходства с другими известными событиями, благодаря чему можно выделить некую повторяющуюся
тему, которую, в свою очередь, можно противопоставить другим событиям. Здесь мы наблюдаем
возникновение нового конструкта, что становится возможным благодаря способности человека
совершенствовать систему своей жизни. Индивидуум использует знания, с помощью которых он
пытается объяснить для себя нечто новое. Это блуждание в неопределенности является характерной
особенностью теории личностных конструктов, которая представляет собой теорию непознанного
(Kelly, 1977).
Центральным предметом короллария опыта является тот факт, что человек сталкивается с
необходимостью в подтверждении или опровержении своей конструктивной системы. Основная мысль
этого тезиса состоит в том, что «подтверждение может привести к реконструкции не в меньшей
степени, чем опровержение, а возможно — даже в еще большей. Подтверждение служит индивидууму
точкой опоры в тех или иных сферах его жизни, предоставляя ему свободу пускаться в рискованные
исследования смежных областей, как это делает, например, ребенок, который, чувствуя себя уверенно в
собственном доме, решается первым изучить территорию соседского двора... Последовательность таких
вложений и изъятий и составляет человеческий опыт» (Kelly, 1969b, p. 18).
Опыт в целом рассматривается при этом как цикл, состоящий из пяти этапов: предвосхищение,
вложение, встреча, подтверждение или опровержение и конструктивный пересмотр. Эта
последовательность будет подробно рассмотрена далее, поскольку она используется нами в качестве
модели для описания психотерапевтической практики в следующем разделе книги. Сейчас достаточно
будет просто указать на тот факт, что человек должен сначала предвидеть события, а затем вложить свои
личные ресурсы с целью дальнейшего развития системы. После того как такое вложение сделано,
индивидуум встречает дальнейшие события, уже взяв на себя некие обязательства относительно их
результата. На этом этапе индивидуум открыт для подтверждения либо опровержения своих ожиданий,
так что для него становится возможным конструктивный пересмотр. Прерывание этого полного цикла
опыта лишает индивидуума возможности жить более полноценной жизнью, обогащенной внесением
подлинной вариативности в свою конструктивную систему. Келли приводит пример представителя
школьной администрации, чей 13-летний опыт работы свелся лишь к тому, что этот несчастный
фактически приобрел опыт одного учебного года, повторенный 13 раз.
Индивидуальные различия и межличностные отношения
Данный раздел базовой теории посвящен природе отношений, существующих между людьми.
Природу социального процесса следует рассматривать с точки зрения того, каким образом человек
обретает подлинно психологическое понимание социальных отношений. Теория личностных
конструктов подходит к изучению социальных вопросов с позиций собственной уникальной системы
личностных конструктов индивидуума. Королларии, посвященные этой теме, сформулированы
Hosted by uCoz