Navigation bar
  Print document Start Previous page
 493 of 726 
Next page End  

Путь бодхисаттвы предполагает отказ от мира, но не от существ, его населяющих. Путь архата
придает особое значение поиску внутреннего совершенства и отказу от мира, не акцентируя внимания
на служении. Позиция архата заключается в следующем: те, кто желает помочь другим, должны сначала
преобразиться сами. Человек, погрязший в заблуждении, неспособен помочь другим или научить их
чему-то; следовательно, саморазвитием необходимо заняться в первую очередь.
Эти два идеала можно рассматривать, скорее, как взаимодополняющие, а не как противоречащие
один другому. Модель архатства делает упор на самодисциплине, тогда как идеал бодхисаттвы
подчеркивает важность служения другим; оба являются неотъемлемыми компонентами личностного
роста и развития.
Динамика
В дзэн психодуховный рост традиционно иллюстрируют с помощью серии картинок «В поисках
быка». Этот набор содержательных образов дает яркие примеры состояний осознания, выходящих за
рамки тех, которые обычно рассматривает западная психология.
Классические дзэнские тексты рассматривают также помехи на пути, в частности «три огня» —
алчности, ненависти и заблуждения — и проблему гордыни или эготизма.
«Одно разумное слово, приносящее покой, лучше тысячи пустых речей» (Dhammapada, Lal, 1967).
Психологический рост
Дзэнские учителя часто описывали развитие своих учеников с помощью названных картинок,
которые являются ясным и наглядным примером дзэнского мышления. Один наставник перечислил
основные ступени этой серии, давая советы продвинутому дзэнскому ученику:
«Если ты продолжишь выполнять дзадзэн, то достигнешь стадии поимки Быка, или четвертой
ступени. В данный момент ты, так сказать, «не владеешь» своим осознанием. За стадией поимки Быка
следует стадия его приручения, после чего на нем едут верхом, что соответствует состоянию осознания,
при котором просветление и эго рассматриваются как тождественные друг другу. На следующей,
седьмой ступени о Быке забывают; на восьмой ступени забывают и о Быке, и о себе; девятая ступень —
ступень великого просветления, которое проницает все до самого основания и при котором человек
более не отделяет просветление от непросветления. Последняя десятая ступень — ступень, на которой...
человек находится, оставаясь самим собой, среди простых людей, помогая им, когда это возможно,
избавленный от какой-либо привязанности к просветлению» (Kapleau, 1965, р. 231).
Бык — это символ природы Будды, а события вокруг поимки быка имеют отношение к
духовному поиску и внутреннему развитию дзэнского ученика. Шпигельман и Миюки (Spiegelman &
Miyuki, 1985), два психоаналитика-юнгианца, дают прекрасный, прочувствованный комментарий к этим
картинкам в терминах процесса индивидуализации (см. рис. 17.1—17.10).
Рис. 17.1. Поиски Быка. На этой картинке показано начало духовного поиска. Человек теперь
осознает свои духовные возможности и потенции. Став духовным искателем, он сосредоточился на
обретении духовности. Сам поиск порождает новое препятствие — необходимость отыскать вне себя
нечто, принадлежащее внутреннему миру. Те, кто ищет, должны в конце концов поверить, что они
могут «найти» природу Будды внутри себя. Какуан, дзэнский учитель, первым нарисовавший эти
картинки, прокомментировал каждую из них:
«В сущности, Бык не терялся, зачем же его искать? Повернувшись спиной к своей Истинной
природе, человек неспособен ее увидеть. Из-за своей ущербности он потерял Быка из виду. Неожиданно
он обнаруживает, что стоит перед лабиринтом перекрещивающихся дорог. Алчность до мирских благ и
ужас перед потерями взвиваются языками обжигающего пламени, мысли о правильном и неправильном
вонзаются, как кинжалы» (Kakuan in: Kapleau, 1965, p. 302).
Рис. 17. 2. Нахождение следов. Ищущий приступил к серьезному изучению Буддизма. Изучение
Hosted by uCoz