Navigation bar
  Print document Start Previous page
 608 of 726 
Next page End  

безусловно, стал считаться одной из ключевых фигур гештальт-психологии.
Гештальт-психология
В «Истории психологии» Дэвида Хозерсолла научная деятельность Курта Левина вообще
рассматривается как применение принципов гештальт-психологии (Hothersall, 1995). И в учебнике по
истории психологии Дуана и Сидни Шульцев теория поля Левина рассматривается в составе главы,
посвященной гештальт-психологии (Шульц Д., Шульц С., 1999). Это говорит о том, что теория Курта
Левина многими психологами ассоциируется с гештальт-психологией, и не без причин.
«...Под влиянием новой школы гештальт-психологии (...) Левин отвергал традиционную
атомистскую, позитивистскую, редукционистскую (...) философию науки для психологии» (Heritage of
Kurt Lewin, 1992, p. 4).
Создателями гештальт-психологии являются Макс Вертгеймер, Курт Коффка и Вольфганг Келер.
Исследуя в 1910 году феномен восприятия «движения, которого на самом деле нет», они показали, что
восприятие нельзя свести к сумме отдельных ощущений. Мы все хотя бы раз в жизни наблюдали
световую рекламу, изображающую какое-то движения. На самом деле движения нет, поскольку
лампочки остаются на месте — они только зажигаются через определенные промежутки времени
(порядка 60 мс). Восприятие движения нельзя «разбить» на отдельные составляющие, как это считалось
в научных психологических кругах того времени. Оно — целостно и является чем-то большим (или
иным), чем просто сумма ощущений.
Как видно из названия данного направления, ключевым для него является понятие гештальта. В
своей книге «Гештальт-психология» В. Келер отмечал, что понятие «гештальт» используется в немецком
языке в двух случаях: когда обозначает форму и очертание предметов (треугольный, симметричный и т.
д.) и когда обозначает целостный объект, которому в качестве одного из свойств присуща особая форма
или очертание (треугольник, круг и т. д.). Применение этого термина не ограничивается визуальным
или даже сенсорным полем. Как пишет Келер, в него также должны быть включены процессы научения
и памяти, а также стремление, эмоциональное отношение, действия и др. (Шульц Д., Шульц С., 1999, с.
359-360).
С начала своего существования новое направление посвятило себя изучению сфер восприятия и
научения. Несмотря на сложные для гуманитарно мыслящего человека физические и математические
аналогии и выкладки, результаты этих описаний были впечатляющими. Гештальт-психологи вывели
несколько принципов организации восприятия, которые включены теперь в каждый учебник
психологии. Как правило, эти закономерности предлагаются читателю без сопутствующих им формул и
физических рассуждений. Например, принцип «фигуры и фона», согласно которому фигура
представляется более яркой и четкой, чем фон. Человек, как правило, является «фигурой», а окружающая
его ситуация — «фоном». Или принцип близости, утверждающий, что близкие друг другу в
пространстве элементы воспринимаются как объединенные в группы. Что касается научения, то,
согласно В. Келеру, исследовавшему эту проблему, в течение нескольких лет наблюдая за поведением
человекообразных обезьян на Канарских островах, новые формы поведения также осуществляются по
принципу инсайта — внезапного постижения или понимания неизвестных ранее взаимосвязей. «С
точки зрения гештальт-психологии, животное или человек должен увидеть взаимосвязи между
различными частями проблемы, прежде чем сможет произойти инсайт» (Шульц Д., Шульц С., 1999, с.
371). В процессе исследования: наблюдения, проб и ошибок, совершения действий в схожих ситуациях
— происходит реструктурализация, реорганизация психологической среды, благодаря которой и
появляется инсайт.
Основные положения гештальт-психологии нашли свое отражение в теории Курта Левина (цит.
на основе Зейгарник Б. В., 1981):
«1. Образ мира, явления (иными словами — «гештальт») создается не путем синтеза отдельных
элементов, отдельных ощущений. Он возникает сразу как целостный феномен. Иными словами,
гештальт не является суммой частей, а представляет собой целостную структуру, целостную систему.
Разумеется, этот целостный образ можно проанализировать и выделить в нем некоторые части. Но
нельзя сказать, что целое зависит от частей, поскольку каждая часть зависит от целого.
Hosted by uCoz