Navigation bar
  Print document Start Previous page
 609 of 726 
Next page End  

2. Образ создается в «данный момент» (ad hoc). Прошлый опыт не играет никакой роли в
создании этого гештальта. Он создается путем инсайта (insight — озарение (англ.) или «Aha-Erlebnis» —
«ага-переживание» (нем.)). Снижение роли прошлого опыта являлось одним из основных объектов
критики гештальт-психологии и теории Левина, в частности, со стороны оппонентов. Образы прошлого
могут актуализироваться «в данный момент» и обусловить поведение человека, но это не то влияние,
которое имели в виду сторонники бихевиоризма и психоанализа.
3. Принцип изоморфизма, то есть принцип, утверждающий тождество закономерностей в разных
науках (например, психологические закономерности тождественны физиологическим). Следуя именно
этому принципу, Курт Левин использовал систему описания явлений, принятую в физике, химии,
математике, годологии и топологии.»
«Курт Левин смог понятия и подход гештальт-психологии направить на решение более широкого
круга психологических вопросов: личностное развитие, эффективность труда, а также других самых
разнообразных социальных... проблем» (Hothersall, 1995, р. 238).
Но, в отличие от коллег, Левин в своей научной работе ориентировался на исследование
личности, мотивации, групповой динамики, то есть тех феноменов, которые имели непосредственное
практическое отношение к социальной сфере, к жизни человека. И именно благодаря ему
геометрические и физические концепты преобразовались в систему анализа человеческого поведения, в
инструмент познания и целенаправленного совершенствования. Эта ориентированность на практику во
многом была связана с тем, что Левин с 30-х годов XX века обратился к изучению социально-
психологических и социальных проблем.
Социальные науки
Уже с середины 30-х годов Курт Левин чаще говорит о том, что жизненное пространство
индивида невозможно рассматривать без учета социальных влияний и факторов. Его совместная работа
с рядом социологов и социальных психологов, например с Маргарет Мид, была следствием поиска
понятий, адекватно описывающих социальное жизненное пространство. В статье «Теория поля и
эксперимент в социальной психологии» он пишет: «... „субъективный“ психологический мир индивида,
его жизненное пространство, подвергается влиянию социальных фактов и социальных отношений на
гораздо более ранней стадии, чем можно было бы ожидать несколько десятилетий тому назад. Уже в
возрасте нескольких месяцев ребенок довольно характерным образом реагирует на улыбку и голос
другого человека... способен различать паттерн телесных линий в мимике лица, которое выражает эти
социальные отношения» (Левин К., 2000б, с. 152).
«...Большинство психологов чувствовали себя более или менее обязанными подчеркивать
биологическую природу индивида, верить в реальность физических и физиологических объектов, но с
недоверием относиться к социальным категориям и считать мистиками тех, кто утверждает, что
социальные факты также реальны, как и физические» (Левин К., 2000б, с. 152).
Искусственность и оторванность от жизни той экспериментальной психологии, которая
доминировала с середины XIX века, не удовлетворяла многих ученых. Поэтому Курт Левин в середине
40-х годов писал: «Мы хорошо делаем, что снова начинаем с простых фактов повседневной жизни, в
возможности адекватного социального наблюдения которых никогда нельзя было усомниться, потому
что жизнь общества без него немыслима» (Левин К., 2000 б, с. 180). Только учитывая социальный
контекст жизненного пространства человека, силы, им движущие в данный момент времени, психолог
может делать обоснованные выводы и предположения. «Наблюдение, которое рассматривает движение
руки или головы по отдельности, упускает социальное значение событий» (Левин К., 2000 б, с. 180).
«Психологическую среду нужно функционально рассматривать как часть одного
интегрированного поля, жизненного пространства, другая часть которого — человек» (Левин К., 2000 б,
с. 162).
Основные понятия
Hosted by uCoz