Navigation bar
  Print document Start Previous page
 652 of 726 
Next page End  

Это открытие побудило Мишела и Мура (Moore, 1973) использовать символическое
представление награды с целью проверить, как изменится время ожидания. Они научили детей
представлять, будто реальная награда — это картинка и будто картинка — это реальное удовольствие.
Они обнаружили, что когнитивные представления (то есть то, что дети рисуют себе в своей голове)
больше влияют на то, насколько дети смогут отсрочить свое удовлетворение, чем действительное
вознаграждение. Дети, которые видели реальную награду, но представляли себе, что это — картинка,
оказались способными ждать долгое время, тогда как те, кто видел картинку, но представлял себе, что
она реальна, не могли ждать так долго. Именно результаты исследований привели Мишела к
заключению, что роль в формировании поведения играют как ситуация, так и разнообразные
когнитивно-аффективные составляющие (cognitive-affective components).
Итоги главы
- Для описания человеческого поведения Мишел разработал обусловленную модель,
которая
предполагает, что поведение людей в большой степени определяется их восприятием себя в конкретных
условиях.
- В различных ситуациях люди реагируют различно, и прежде всеми признанная
последовательность черт есть миф. Мишел не отрицает существование стабильных схем поведения, но
считает, что не следует полагаться только на них при объяснении поведения. Теория Мишела не
рассматривает поведение как происходящее из стабильных, глобальных черт личности.
- Поведение формируется взаимодействием когнитивно-аффективных единиц и ситуативных
переменных. Важнейшие когнитивно-аффективные единицы включают в себя компетентности и
саморегуляторные стратегии (то, что человек может делать, и его стратегии осуществления этих
действий), стратегии кодирования (способ понимания и систематизации информации), ожидания и
убеждения относительно возможных последствий своего поведения, а также цели и ценности и
эмоциональные реакции.
Ключевые понятия
Когнитивно-аффективные единицы (Cognitive-affective units). Все психологические,
социальные и физиологические характеристики людей, являющиеся причиной их взаимодействия с
окружающей средой по относительно стабильной схеме варьирования. В число когнитивно-
аффективных единиц входят: компетентности и саморегуляторные стратегии, стратегии кодирования,
ожидания и убеждения, цели и ценности, эмоциональные реакции.
Личный автограф (Personal signature). Последовательный способ варьирования человеком
своего поведения в определенных ситуациях. Характерный для человека личный автограф остается
стабильным во всех ситуациях, даже если его поведение меняется.
Обусловленная модель влияния черт личности (Conditional model). Выдвинутая Мишелом
точка зрения, предполагающая, что поведение определяется не глобальными чертами личности, а тем,
как человек воспринимает себя в конкретной ситуации.
Ожидания последствий стимула (Stimulus-outcome expectancies). Множество комбинаций
стимулов, ограничивающих возможные результаты исполнения любой схемы поведения.
Парадокс последовательности (Consistency paradox). Интуитивная вера в относительную
последовательность человеческого поведения, вытекающую из известных нам черт личности, в то время
как непосредственный опыт доказывает, что поведение бывает очень разнообразным.
Библиография
Epstein S., (1979). The stability of behavior, P. 1 — Journal of Personality and Social Psychology, 37, 1097-
Hosted by uCoz