Navigation bar
  Print document Start Previous page
 655 of 726 
Next page End  

созданием личностных тестов, применявшихся при отборе офицеров. Там он научился трудиться в
составе единой команды, совместно занятой решением одной проблемы, и осознал преимущества этого
подхода, несвойственного большинству университетов. После окончания войны он наконец нашел
место, предоставляющее возможность проводить академические исследования именно так, как ему этого
хотелось, — место директора Лаборатории личностного и группового анализа в университете штата
Иллинойс и на этом посту проработал 30 лет. Большинство наиболее продуктивных с научной точки
зрения лет жизни Кэттелла относятся к проведенным в Иллинойсе, где ему было присвоено звание
«Выдающийся профессор и ученый». Кроме того, в 1949 году Кэттелл стал одним из основателей
Института тестирования личности и способностей (IPAT), организации, которая, в частности,
занималась распространением и популяризацией в научных и медицинских кругах тех тестов и методик,
которые разрабатывались Лабораторией личностного и группового анализа.
В 1973 году Кэттелл оставил свой пост в университете Иллинойса и переехал в Баулдер, штат
Колорадо, где основал Институт исследования морали и приспособления. Проведя некоторое время в
Колорадо, Кэттелл затем перешел преподавать на факультет психологии Гавайского университета. В
настоящее время он работает в Институте профессиональной психологии Фореста в Гонолулу.
Одна из дочерей ученого, Хитер Кэттелл, продолжила работу отца в Институте тестирования
личности и способностей (IPAT) при университете штата Иллинойс.
В общей сложности Кэттеллом опубликовано около сорока книг и более четырехсот статей.
Среди его трудов наибольшей популярностью пользуются Description and measurement of Personality
(«Описание и измерение личности», 1946), Personality: A systematic, theoretical and factual study
(«Личность: системное фактическое и теоретическое исследование», 1950), The scientific analysis of
personality («Научный анализ личности», 1965), а также The inheritance of personality and ability
(«Наследование личности и способностей», 1982). Наиболее полно теоретические взгляды Кэттелла
изложены в книге Personality and motivation structure and measurement («Структура и измерение
личности и мотивации», 1957).
Его работы неоднократно отмечены научной общественностью — так, Кэттелл был лауреатом
премии Дарвиновского общества, получил премию Веннера Грена, присуждаемую Нью-Йоркской
Академией наук, и награду Американской психологической ассоциации «За выдающиеся работы в
области измерений». Кэттелл был первым президентом Общества мультивариативной
экспериментальной психологии и в знак признания заслуг избран действительным членом Британского
психологического общества.
Творческий путь Раймонда Кэттелла может служить образцом беззаветного служения науке. Еще
обучаясь в Лондонском университете, юный Кэттелл составил план своей будущей работы,
сформулировав конкретные цели, которых он должен был добиться в ближайшие тридцать лет —
за
период с 1930 по 1960 год. План Кэттелла, создание которого заняло, всего лишь около года, а
исполнение — всю жизнь, состоял в том, чтобы измерить и объективно описать структуру личности,
пользуясь тремя способами наблюдения: регистрацией поведения человека в течение его жизни,
данными опросников и объективных тестов, и точно так же исследовать мотивационные черты. И вот в
1993 году Кэттелл писал, что проводимые им на тот момент измерения личностных и мотивационных
черт «замыкают круг структурных исследований, начатых нами много лет назад» (Cattell, 1993, р. 108).
Факторный анализ
Создавая свою теорию, Кэттелл использовал для идентификации черт факторный анализ (factor
analysis), первые принципы которого были заложены еще в 1905 году его учителем Спирменом.
На первом шаге исследования производятся специфические наблюдения над многими людьми.
Затем данные каким-то образом характеризуются количественно, например рост измеряется в
сантиметрах, вес — в килограммах, способности — числами, полученными в результате тестов,
профессиональные склонности — по специальной оценочной шкале, и т. д. Следующим шагом является
выяснение, какие из этих переменных (или величин) связаны друг с другом и каким образом. С этой
целью вычисляется коэффициент корреляции (степень взаимозависимости между двумя группами
Hosted by uCoz