патологических состояний.
Ряд ранних последователей Фрейда вели с ним полемику по теоретическим и практическим
вопросам и покинули его, образовав собственные «диссидентские» школы. Отдельные теории,
связанные с этими школами, описаны в главах 3 и 4. Однако некоторые видные теоретики и врачи
остались верны идеям Фрейда, распространив психоанализ на более широкий круг болезненных
состояний и лиц, а также пополнив практику психоанализа новыми подходами. В число этих
последователей входили дочь Фрейда Анна, ряд психоаналитиков, знавших его в последние годы его
жизни, и группа людей, чьи труды находились вне непосредственного влияния фрейдистской школы.
[Некоторые критики справедливо замечали, что постфрейдисты не включали Фрица и Лауру Перлс в
свое число. Однако Перлсы, подобно другим, рассматривали свою деятельность на начальном этапе как
продолжение работы Зигмунда Фрейда и только затем стали исповедовать более независимый подход.]
Анна Фрейд
Биографический экскурс
Наиболее верным помощником Фрейда была его дочь Анна, которая не только внесла большой
теоретический вклад в психоанализ, но также разработала методику его применения при лечении
тревожных маленьких детей, обучала этой методике и пропагандировала ее. Возможно, еще более
важным является то, что она стала первой использовать психоаналитические идеи при обучении и
оказании помощи нормальным детям, попавшим в трудные ситуации. Многие учебники и исторические
материалы умаляют ее вклад по следующим причинам:
- Она носила ту же фамилию, что и ее знаменитый отец.
- Она жила в его доме и была его постоянным спутником, помощником и коллегой до самой его
смерти.
- Она не стремилась добиться особого признания, незаметно выполняя свою работу вместе с
сотнями детских психоаналитиков, которых она обучала, и с детьми, которых она любила.
Анна Фрейд, младшая из шести детей Фрейда, родилась в 1895 году, в большом комфортабельном
доме в престижном районе Вены, где она прожила до 43-летнего возраста, когда они с отцом бежали в
Лондон, спасая свою жизнь после нацистского переворота.
В 1914 году за 18-летней Анной, только что окончившей среднюю школу, начал ухаживать Эрнст
Джонс (Ernest Jones) верный фрейдист, который впоследствии напишет первую большую биографию
Фрейда (Jones, 1953, 1955, 1957). Перспектива такого брака совершенно не устраивала старшего Фрейда,
который считал Джонса слишком старым (ему было 35 лет), а его мотивы сомнительными. Анна
скажет впоследствии: «Разумеется, я была польщена и тронута, хотя у меня и закрадывалось подозрение,
что его интерес направлен больше на моего отца, чем на меня» (Young-Bruehl, 1988). Вскоре после этого
она поступила в начальное училище, получила педагогическое образование и следующие пять лет
преподавала в небольшой частной школе. Вот что она говорит: «Когда я оглядываюсь назад... я
понимаю, насколько важны для меня были те годы. Они дали мне возможность узнать нормальных
детей до того, как я начала наблюдать детей, испытывавших те или иные трудности» (A. Freud in: Coles,
1992, p. 5).
Когда Анне исполнилось 23 года, она прошла двухгодичный курс психоанализа у своего отца.
Сегодня подобное событие было бы немыслимо в силу конфиденциального характера психоанализа и
того внимания, которое придается роли сексуальных вопросов, которые, как считается, возникают в
отношениях между родителями и детьми. Но на начальном этапе, когда работа Фрейда носила
экспериментальный характер, психоанализ дочери, проведенный ее отцом, рассматривался как нечто
необычное, но вполне допустимое.
«Что касается психоанализа вашего сына, то это весьма щекотливый вопрос... С собственной
дочерью я определенно добился успеха.... [Однако] я бы не советовал вам этим заниматься, хотя и не
имею права запрещать это (из письма З. Фрейда психоаналитику Эдуардо Вайссу» (Eduardo Weiss, 1935).
Какие бы иные обстоятельства ни имели место в ходе той терапии, она обострила интерес Анны
|