Navigation bar
  Print document Start Previous page
 66 of 726 
Next page End  

патологических состояний.
Ряд ранних последователей Фрейда вели с ним полемику по теоретическим и практическим
вопросам и покинули его, образовав собственные «диссидентские» школы. Отдельные теории,
связанные с этими школами, описаны в главах 3 и 4. Однако некоторые видные теоретики и врачи
остались верны идеям Фрейда, распространив психоанализ на более широкий круг болезненных
состояний и лиц, а также пополнив практику психоанализа новыми подходами. В число этих
последователей входили дочь Фрейда Анна, ряд психоаналитиков, знавших его в последние годы его
жизни, и группа людей, чьи труды находились вне непосредственного влияния фрейдистской школы.
[Некоторые критики справедливо замечали, что постфрейдисты не включали Фрица и Лауру Перлс в
свое число. Однако Перлсы, подобно другим, рассматривали свою деятельность на начальном этапе как
продолжение работы Зигмунда Фрейда и только затем стали исповедовать более независимый подход.]
Анна Фрейд
Биографический экскурс
Наиболее верным помощником Фрейда была его дочь Анна, которая не только внесла большой
теоретический вклад в психоанализ, но также разработала методику его применения при лечении
тревожных маленьких детей, обучала этой методике и пропагандировала ее. Возможно, еще более
важным является то, что она стала первой использовать психоаналитические идеи при обучении и
оказании помощи нормальным детям, попавшим в трудные ситуации. Многие учебники и исторические
материалы умаляют ее вклад по следующим причинам:
- Она носила ту же фамилию, что и ее знаменитый отец.
- Она жила в его доме и была его постоянным спутником, помощником и коллегой до самой его
смерти.
- Она не стремилась добиться особого признания, незаметно выполняя свою работу вместе с
сотнями детских психоаналитиков, которых она обучала, и с детьми, которых она любила.
Анна Фрейд, младшая из шести детей Фрейда, родилась в 1895 году, в большом комфортабельном
доме в престижном районе Вены, где она прожила до 43-летнего возраста, когда они с отцом бежали в
Лондон, спасая свою жизнь после нацистского переворота.
В 1914 году за 18-летней Анной, только что окончившей среднюю школу, начал ухаживать Эрнст
Джонс (Ernest Jones) — верный фрейдист, который впоследствии напишет первую большую биографию
Фрейда (Jones, 1953, 1955, 1957). Перспектива такого брака совершенно не устраивала старшего Фрейда,
который считал Джонса слишком старым (ему было 35 лет), а его мотивы — сомнительными. Анна
скажет впоследствии: «Разумеется, я была польщена и тронута, хотя у меня и закрадывалось подозрение,
что его интерес направлен больше на моего отца, чем на меня» (Young-Bruehl, 1988). Вскоре после этого
она поступила в начальное училище, получила педагогическое образование и следующие пять лет
преподавала в небольшой частной школе. Вот что она говорит: «Когда я оглядываюсь назад... я
понимаю, насколько важны для меня были те годы. Они дали мне возможность узнать „нормальных“
детей до того, как я начала наблюдать детей, испытывавших те или иные трудности» (A. Freud in: Coles,
1992, p. 5).
Когда Анне исполнилось 23 года, она прошла двухгодичный курс психоанализа у своего отца.
Сегодня подобное событие было бы немыслимо в силу конфиденциального характера психоанализа и
того внимания, которое придается роли сексуальных вопросов, которые, как считается, возникают в
отношениях между родителями и детьми. Но на начальном этапе, когда работа Фрейда носила
экспериментальный характер, психоанализ дочери, проведенный ее отцом, рассматривался как нечто
необычное, но вполне допустимое.
«Что касается психоанализа вашего сына, то это весьма щекотливый вопрос... С собственной
дочерью я определенно добился успеха.... [Однако] я бы не советовал вам этим заниматься, хотя и не
имею права запрещать это (из письма З. Фрейда психоаналитику Эдуардо Вайссу» (Eduardo Weiss, 1935).
Какие бы иные обстоятельства ни имели место в ходе той терапии, она обострила интерес Анны
Hosted by uCoz