Navigation bar
  Print document Start Previous page
 117 of 217 
Next page End  

состоянии придти к сознанию этой низости, так как ей совершенно чужда нравственная идея,
а потому она ее и забывает. Вполне понятно, что она отрицает за собою эту низость. Как-то
совершенно неосновательно считают женщину невинной, так как этическое начало никогда
не приобретало в ее глазах значения проблемы, ее даже считают более нравственной, чем
мужчину. Такой взгляд можно объяснить только тем, что женщине чуждо понятие
безнравственности. Невинность ребенка – не заслуга, заслугой является невинность старца,
но ее-то и не существует.
Самонаблюдение, как и сознание вины и раскаяние – черты чисто мужские. Мы пока
оставим в стороне мнимое исключение из этого правила, а именно: истерическое
самонаблюдение некоторых женщин. Самобичевания, которым подвергают себя женщины,
эти поразительно удачные подражания истинному чувству вины, послужат для нас еще
предметом дальнейшего изучения в связи с формой женского самонаблюдения. Субъект
самонаблюдения тождествен с субъектом морали-зующим: оценивая психические явления,
он их подмечает.
Взгляд Огюста Конта на самонаблюдение нисколько нас не удивляет, так как этот
взгляд вполне соответствует характеру позитивизма. По мнению О. Конта самонаблюдение
кроет в себе противоречие и является «глубочайшим абсурдом». Совершенно справедливо,
что при ограниченности нашего сознания невозможно полнейшее совпадение во времени
факта возникновения какого-нибудь переживания с особым восприятием его: об этом даже
не приходится особенно много говорить. Наблюдение и оценка связаны прежде всего с
«первичным» образом, оставшимся в нашей памяти. Мы как бы произносим суждение
относительно образа, существующем еще в нашем воображении. Но среди двух совершенно
равноценных феноменов невозможно превратить только один из них в объект, только его
признать или отрицать, как это бывает при всяком самонаблюдении. То, что исследует, судит
и оценивает содержание, само содержанием быть не может. Все это совершает
умопостигаемое «я», которое одинаково ценит прошлое, как и настоящее, которое создает
«единство самосознания», непрерывную память – вещи, чуждые женщине. Ибо не память,
как думает Милль, и не беспрерывность, как полагает Мах, рождают веру в свое «я», которое
будто бы вне памяти и беспрерывности совершенно не существует. Совершенно напротив.
Память и беспрерывность, как благочестие и жажда бессмертия, вытекают из ценности
своего «я». Содержание их не должно ни в каком отношении превратиться в простую
функцию времени и подвергнуться полнейшему уничтожению.
Если бы женщина обладала известной самоценностью и достаточной волей защищать
ее от всяких нападений, если бы она ощущала хоть потребность в самоуважении, то она не
могла бы быть завистливой. Все женщины, вероятно, завистливы. Зависть же представляет
собою качество, возможное только при отсутствии вышеупомянутых предпосылок. Даже
зависть матерей по поводу того, что дочери других женщин успели раньше выйти замуж,
чем ее собственные, есть симптом действительной низости. Эта зависть, как и всякая другая,
предполагает позднейшее отсутствие чувства справедливости. В идее справедливости,
которая является практическим выражением идеи истины, логика и этика ка-саются между
собою, как и в теоретической ценности истины.
Без справедливости нет общества. Зависть, напротив, абсолютно несоциальное
свойство. Действительно, женщина совершенно несоциальна.
Здесь именно можно проверить правильность того взгляда, который ставил идею
общества в тесную связь с наличностью индивидуальности. Таких вещей, как государство,
политика, товарищеское общение, женщина совершенно не понимает. Женские союзы, в
которые закрыт-доступ мужчине, распадаются вскоре после своего возникновения. Наконец,
семья представляет собою институт далеко не социальный. Мужчины тотчас же после
женитьбы оставляют все те общества и союзы, в которых они до того принимали самое
живое участие. Эти строки были написаны еще до появления замечательных этнологических
исследований Генриха Шурца. Там он с богатым материалом в руках доказывает, что не в
семье, а в особых союзах мужчин следует искать зачатки человеческого общества.
Hosted by uCoz