Navigation bar
  Print document Start Previous page
 180 of 217 
Next page End  

поверхностности, доходящей иногда прямо до смешного. Еще меньше следует говорить об
его интеллектуальной ограниченности. Дарвинизм особенно сильно способствовал
популяризации этого взгляда. Было уже чуть не всеобще распространенным воззрением, что
сексуально-дифференцированные организмы ведут свое происхождение от низшей стадии
половой нераздельности. Произошло это будто путем победы, которую одержало существо,
освобожденное от бремени этой функции, над другими более примитивными,
обремененными работой, бесполыми или двуполыми видами. Но что такое именно
«происхождение пола», как результат «преимуществ разделения труда», «облегчения в
борьбе за существование», представляет собою совершенно необыкновенное явление – это
доказал с неопровержимой аргументацией задолго до появления могильных червей у праха
Дарвина, Густав Теодор Фехнер.
Нельзя отдельно, изолированно исследовать и постичь смысл мужчины и женщины.
Значение может быть познано при совместном изучении и взаимном сопоставлении
мужчины и женщины. В их отношении друг к другу следует искать ключ к раскрытию обеих
сущностей. Мы слегка коснулись этого отношения при попытке обосновать природу
эротики. Отношение между мужчиной и женщиной есть не что иное, как отношение между
субъектом и объектом. Женщина ищет своего завершения, как объект. Она – вещь мужчины
или вещь ребенка. Она хочет, чтобы ее принимали только за вещь, что удачно скрывается
вечной рисовкой. Никто так скверно не понимает истинного желания женщины, как тот,
который интересуется всем тем, что в ней происходит, который проявляет внимание к ее
чувствам и надеждам, ее переживаниям и духовной оригинальности. Женщина не хочет,
чтобы к ней относились, как к субъекту. Она всегда и во всех направлениях (в этом именно
выра-жается ее бытие женщины) хочет оставаться пассивной, хочет чувствовать волю,
направленную на нее. Она не хочет, чтобы ее стыдились или щадили, она вообще не хочет,
чтобы ее уважали. Ее единственная потребность заключается в том, чтобы ее желали, как
тело, чтобы она находилась в обладании чужих рук, как их собственность, как простое
ощущение приобретает реальность лишь тогда, когда оно выражено в понятии, т. е. когда
оно превращается в известный объект, так и женщина доходит до своего существования и
ощущения его лишь тогда, когда они возводится мужчиной или ребенком, как субъектом, на
ступень объекта. Таким путем, путем подарка, она приобретает свое существование.
Противоположность между субъектом и объектом с точки зрения теории познания
является с онтологической точки зрения противопоставлением формы и материи. Это
противопоставление есть только перемещение первой из сферы трансцендентального в
сферу трансцендентного, из опытно-критической области в область метафизическую.
Материя, а именно то, что абсолютно индивидуализировано, что может принять какую
угодно форму, но что не имеет определенных длительных свойств, так же мало обладает
сущностью, как простое ощущение – материя опыта, обладает самостоятельным
существованием. Итак, противоположность между субъектом и объектом относится к
существованию (тем, что ощущение приобретает реальность как объект,
противопоставленный субъекту), противоположность же между формой и материей означает
разницу в сущности (материя без формировки абсолютно бескачественна). Поэтому Платон с
полным основанием мог и вещественность, массу, поддающуюся формировке, нечто само по
себе бесформенное, легко принимающую любую форму глину, то, во что вливается форма,
ее место, то – вечно второе, назвать не сущим. Кого эти слова наводят на мысль о том, что
Платон имел здесь в виду пространство, тот низводит величайшего мыслителя на степень
поверхностного философа. Мы нисколько не сомневаемся в том, что ни один выдающийся
философ не станет приписывать пространству метафизическое существование, но он вместе
с тем не скажет, что пространство лишено всякой сущности. Для дерзкого болтуна
характерно именно то, что он считает пустое пространство «химерой», что оно для него
«нечто». Только у вдумчивого мыслителя оно приобретает реальность и становится
проблемой для него. Не сущее Платона есть именно то, что для филистера кажется наиболее
реальным, суммой всех ценностей существования. Это не что иное, как материя.
Hosted by uCoz