Navigation bar
  Print document Start Previous page
 35 of 217 
Next page End  

даровитости, то это вовсе не произвольное утверждение и небессердечный, желающий все
приписать мужскому полу, алчный эгоизм. Ведь дело в том, что как бисексуальные
женщины состоят в половых сношениях с мужественными женщинами или с женственными
мужчинами, так и гетеросексуальные женщины обнаруживают свое содержание
мужественности тем, что дополняющий их мужчина не вполне настоящий. Из многих
«связей» Жорж Санд самая известная – с Мюссе, жен-ственнейшим лириком, какого только
знает история, и с Шопеном, которого можно назвать единственным женским композитором,
настолько он женственен. Виктория Колонна менее известна по своему поэтическому
творчеству, чем по тому почитанию, которое питал к ней Микельанджело, состоявший в
эротических связях только с мужчинами. Писательница Даниель Стерн была возлюбленной
Франца Листа, в жизни и творчестве которого есть несомненно что-то женское, дружба
которого с Вагнером, тоже не вполне мужественным, во всяком случае, склонным к
педерастии, заключает в себе столько же гомосексуальности, как и мечтательная любовь к
Вагнеру баварского короля Людвига II. Весьма вероятно, что Жермена де Сталь, книгу
которой о Германии следует считать самой значительной из всех, написанных женщинами,
находилась в гомосексуальной связи с учителем своих детей Августом Вильгельмом
Шлегелем. Мужа Клары Шуман, судя только по лицу, можно было бы признать в известные
периоды жизни более приближающимся к женщине, чем к мужчине, да и в музыке его
много, хотя и не всегда, женственности. Там, где указания о людях, с которыми у женщин
бывали половые сношения, отсутствуют, или где такие лица вообще не названы, там их
вполне заменяют сообщения о внешности знаменитых женщин. Они покакзывают, насколько
мужественность этих женщин выражена в их лице и фигуре и подтверждают таким образом,
точно так же как и дошедшие до нас портреты некоторых из них, справедливость
высказанного мнения. Говорят, например, о широком, могучем лбе Джордж Элиот; «ее
движения и мимика были резки и определенны, но им не доставало грациозной, женственной
мягкости». Мы знаем о «редком, одухотворенном лице Лавинии Фонтана, которое нравилось
нам каким-то особенно странным образом». Черты лица Рашели Рюйш «носят почти
определенный мужской характер». Биограф оригинальной поэтессы Аннет фон Дросте –
Гюльсгоф сообщает о ее «тройной, как у эльфа, нежной фигуре», а лицо ее по своему
выражению строгой мужественности отдаленно напоминает черты Данте. Писательница и
математик Софья Ковалевская, подобно Сафо, обладала ненормально короткими волосами,
они были у нее еще короче, чем обычно у современных поэтесс и студенток, которые
неизменно призывают ее в качестве свидетельницы, когда речь заходит о духовных
способностях женщин. А кто в лице выдающейся художницы Розы Бонер найдет хоть одну
женскую черту, тот просто будет обманут звуком ее имени. Знаменитая Елена Петровна
Блаватская имеет также очень мужественную наружность. О живущих и действующих
эмансипированных женщинах я умышленно не упоминаю, хотя собственно они-то и
побудили меня высказать некоторые мысли и вполне подтвердили мое мнение, что
настоящая женщина не имеет ничего общего с «женской эмансипацией». Исторические
иследования должны отдать полную справедливость народной поговорке, задолго
предрешившей результаты: «Волос долог да ум короток». Эти слова вполне согласовываются
с действительностью, если вспомнить сделанное во II главе ограничение.
А что же касается эмансипированных женщин, то относительно них можно сказать
следующее: только мужчина, заключенный в них, хочет эмансипироваться.
Гораздо большее основание, чем это обычно думают, имеет тот-факт, что
женщины-писательницы очень часто берут мужские псевдонимы. Они чувствуют себя почти
так же, как мужчины, а у таких личностей, как Жорж Санд, это вполне совпадает с их
склонностью к мужскому платью и мужским занятиям. Мотив, побуждающий к выбору
мужского псевдонима, основан на том чувстве, что только такое мужское имя соответствует
собственной природе женщины. Он не может корениться в желании обратить на себя
большее внимание и получить признание со стороны общественного мнения. Ибо то, что
создано женщинами, возбуждало до сих пор, вследствие связанной с этим половой
Hosted by uCoz