Navigation bar
  Print document Start Previous page
 110 of 402 
Next page End  

недостаточность органа, но у них также появляется субъективное чувство неполноценности, которое
развивается из ощущения собственного психологического или социального бессилия.
Комплекс неполноценности и его истоки. Адлер полагал, что чувство неполноценности берет
свое начало в детстве. Он объяснял это следующим образом: ребенок переживает очень длительный
период зависимости, когда он совершенно беспомощен и, чтобы выжить, должен опираться на
родителей. Этот опыт вызывает у ребенка глубокие переживания неполноценности по сравнению с
другими людьми в семейном окружении, более сильными и могущественными. Появление этого
раннего ощущения неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение
превосходства над окружением, а также стремление к совершенству и безупречности. Адлер утверждал,
что стремление к превосходству является основной мотивационной силой в жизни человека.
Таким образом, согласно Адлеру, фактически все, что делают люди, имеет целью преодоление
ощущения своей неполноценности и упрочение чувства превосходства. Однако ощущение
неполноценности по разным причинам может у некоторых людей стать чрезмерным. В результате
появляется комплекс неполноценности — преувеличенное чувство собственной слабости и
несостоятельности. Адлер различал три вида страданий, испытываемых в детстве, которые
способствуют развитию комплекса неполноценности: неполноценность органов, чрезмерная опека и
отвержение со стороны родителей.
Во-первых, у детей с какой-либо врожденной физической неполноценностью может развиться
чувство психологической неполноценности. С другой стороны, дети, родители которых чрезмерно их
балуют, потворствуют им во всем, вырастают недостаточно уверенными в своих способностях, потому
что за них всегда все делали другие. Их беспокоит глубоко укоренившееся чувство неполноценности,
так как они убеждены, что сами не способны преодолевать жизненные препятствия. Наконец,
родительское пренебрежение детьми, отвержение может стать причиной появления у них комплекса
неполноценности по той причине, что отвергаемые дети в основном чувствуют себя нежеланными. Они
идут по жизни без достаточной уверенности в своей способности быть полезными, любимыми и
оцененными по достоинству другими людьми. Как мы увидим далее, каждый из этих трех видов
страданий в детстве может сыграть решающую роль в возникновении неврозов в зрелые годы.
Однако, независимо от обстоятельств, играющих роль почвы для появления чувства
неполноценности, у индивидуума может в ответ на них появиться гиперкомпенсация и, таким образом,
развивается то, что Адлер назвал комплексом превосходства.
Этот комплекс выражается в тенденции
преувеличивать свои физические, интеллектуальные или социальные способности. Например, человек
может быть убежден в том, что он умнее других, но при этом он не считает нужным демонстрировать
свой интеллект, перечисляя, скажем, все, что ему известно о кинозвездах. Другой полагает, что он
должен показать все, что он знает о кинозвездах, и делает это при каждом удобном случае, выкладывая
свои сведения каждому, кто будет его слушать. Он может даже отвергать все остальные темы, лишь бы
доказать, что он знает о кинозвездах больше всех. В любом случае прием гиперкомпенсации
представляет собой преувеличение здорового стремления преодолевать постоянное чувство
неполноценности. Соответственно, человек, обладающий комплексом превосходства, выглядит обычно
хвастливым, высокомерным, эгоцентричным и саркастичным. Создается впечатление, что данный
человек не в состоянии принять себя (то есть у него низкое мнение о себе); что он может чувствовать
свою значимость только тогда, когда «сажает в калошу» других.
Стремление к превосходству
Как уже было отмечено, Адлер полагал, что чувство неполноценности является источником всех
устремлений человека к саморазвитию, росту и компетентности. Но какова же конечная цель, ради
которой мы боремся и которая обеспечивает меру постоянства и целостности нашей жизни? Движет ли
нами потребность попросту избавиться от чувства неполноценности? Или мы мотивированы
стремлением безжалостно доминировать над другими? Или, быть может, нам нужен высокий статус? В
поиске ответов на эти вопросы представления Адлера заметно менялись со временем. В своих ранних
размышлениях он выражал убежденность в том, что великая движущая сила, управляющая
человеческим поведением, — не что иное, как агрессивность. Позднее он отказался от идеи
агрессивных устремлений в пользу «стремления к власти». В этой концепции слабость приравнивалась
к феминности, а сила к маскулинности. Это была та стадия развития теории Адлера, когда он выдвинул
идею «маскулинного протеста» — формы гиперкомпенсации, которую оба пола используют в попытке
вытеснить чувства несостоятельности и неполноценности. Однако со временем Адлер отказался от
Hosted by uCoz